О чём молчат фьорды: [сборник] / некоммер. фонд «Щит» ; [ред.-сост. Г. А. Гурылёв ; ред. группа: А. А. Ершов, А. В. Медведев, Т. А. Рокина и др.]. – Мурманск : Издательский дом «Дроздов-на-Мурмане», 2017. – 28, 30, 69, [7], 41, 62, 90, 15, 21, 45, 49, 37, 31, 37, 39, 20, 10, 52, 67, 40, 30, [8] с.
49 Хотя главной причиной оставления Северной Норвегии стало ка тастрофическое развитие событий на Западном фронте после начала немецкого наступления 10 мая 1940 года и особенно прорыва танко вых дивизий Гудериана под Седаном тремя днями позже, все же факт остается фактом: битву за Норвегию англичане и французы проиграли немцам по всем статьям. Причем проиграли, имея безоговорочное об щее превосходство в силах, особенно на море. Черчилль, сменивший Чемберлена на посту премьера 10 мая 1940 года, а до этого занимав ший должность первого лорда адмиралтейства, понимал это лучше многих. После нападения Германии на СССР операция «Юпитер», казалось бы, стала еще более актуальной. Во всяком случае, доказывая, что пра вительство Великобритании считало именно так, приводят множество фактов. Например, что вопрос о совместном англо-советском десанте в Северную Норвегию поднял в ходе встреч со Сталиным и Молото вым прибывший с визитом в Москву 15 декабря 1941 года министр иностранных дел Энтони Иден. Или что Черчилль на заседании комитета начальников штабов 15 сентября 1942 года заявил дословно следующее: «В конечном счете может случиться так, что операция «Юпитер», несмотря на риск и боль шие затраты на ее проведение, окажется не только необходимой, но и наиболее дешевой». Подоплека этого высказывания премьера заключалась в крайне серьезной экономической проблеме. Экипажи судов, которые в соста ве конвоев союзников направлялись в Мурманск и Архангельск, были вольнонаемными. Весьма ощутимые потери от атак немецкой авиации и подводных лодок приводили к тому, что за риск даже рядовым мо рякам приходилось платить огромные по тем временам деньги - 100 фунтов за один рейс. Выплаты командному составу были во много раз больше. И все равно с каждым месяцем набирать добровольцев стано вилось все труднее. В телеграмме от 8 октября 1942 года Черчилль писал Сталину: «Если удастся лишить немцев возможности использовать аэродромы в Северной Норвегии, то это, несомненно, будет выгодно и вам, и нам. Если ваши штабы смогут разработать подходящий план, президент и я немедленно изучили бы возможность участия в нем в пределах наших возможностей». Более того, Черчилль предлагал направить в Москву для обсужде ния возможных вариантов совместных действий генерал-лейтенанта Эндрю Макнаутона, командовавшего канадскими войсками на британ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz