О чём молчат фьорды: [сборник] / некоммер. фонд «Щит» ; [ред.-сост. Г. А. Гурылёв ; ред. группа: А. А. Ершов, А. В. Медведев, Т. А. Рокина и др.]. – Мурманск : Издательский дом «Дроздов-на-Мурмане», 2017. – 28, 30, 69, [7], 41, 62, 90, 15, 21, 45, 49, 37, 31, 37, 39, 20, 10, 52, 67, 40, 30, [8] с.
44 нут до 2 часов. При этом врагу удавалось выводить из строя железную дорогу на период до 14 часов. Но ночью железнодорожное полотно восстанавливали, и движение поездов возобновлялось. С марта 1943 г. немецкая авиация перешла в основном к миниро ванию железнодорожного полотна. За 30-40 минут до наступления темноты группа из 6-8 бомбардировщиков Ю-87, маскируясь склад ками местности, проникала к Кировской железной дороге. Здесь она делилась, и «юнкерсы» парами выходили на намеченные заранее пе регоны. Пролетая вдоль железнодорожного полотна на предельно ма лой высоте, немцы сбрасывали на него мины замедленного действия с вибрационными взрывателями. Они падали, как правило, не далее десяти метров от полотна и позже взрывались от вибрации проходив шего поезда. Использовал противник и удары по эшелонам в пути следова ния, в которых согласованно и поочередно участвовали одиночные разведчики, пары истребителей Ме-109, стремившиеся, в первую очередь, вывести из строя паровоз и остановить поезд, и наконец, пикирующие бомбардировщики, целью которых было нанести макси мальный ущерб составу и его грузу. В результате систематического воздействия вражеской авиации обстановка на дороге серьезно осложнилась. Жизненно важная ком муникация стала работать с перебоями. По данным И. Иноземцева, во второй половине апреля 1943 г. были случаи, когда по 3-4 суток не от правлялось ни одного поезда. Советское командование приняло срочные меры для усиления ПВО железной дороги. На участке Кандалакша - Лоухи в дополнение к имевшимся подразделениям ПВО прибыли новые. Специальные группы ПВО с мая 1943 г. начали сопровождать поезда на опасном участке дороги. Для прикрытия этого участка также привлекли 122-ю истребительную авиадивизию ПВО. Летом 1943 г. сюда перебазиро вался 19-й гвардейский истребительный авиаполк. Все это позволило наносить врагу большие потери и значительно снизить эффективность его действий. Число разбитых и поврежденных паровозов в июне 1943 года по сравнению с апрелем сократилось в 6 раз, вагонов - в 4,5 раза. Количество налетов неприятельской авиации сокра тилось с 12 в июле до 1-2 в ноябре идекабре. За второе полугодие Киров ская железная дорога была выведена из строя лишь на 31 час. Здесь также уместно вспомнить про железнодорожную магистраль Сорокская — Обозерская протяженностью 357 км, которая стала на стоящей «дорогой жизни» для защитников и жителей Кольского полу острова после того, как в начале сентября 1941 года финские войска
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz