Мурманская область в годы Великой Отечественной войны, 1941-1945 : сборник документов и материалов/ [редкол.: А. А. Киселев (гл. сост.), А. Н. Рябков (гл. ред.) и др.]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1978. – 331, [2] с., [8] л. ил.

верного флота мурманские железнодорожники оборудовали бронепоезд и две артбатареи на платформах, которые были использованы для охраны железной дороги. Особенно большая нагрузка легла на Мурманский железно­ дорожный узел. Только за 1942 г. его коллектив обработал 10 664 поезда, отправил в глубь страны 108 тыс. вагонов. Была проведена реконструкция путей на станции Мурманск. На тер ­ ритории узла и торгового порта были выполнены большие вос­ становительные и строительные работы. В годы войны на предприятиях Мурманского отделения ж е ­ лезной дороги усилилось движение «двухсотников», широкое распространение получило лунинское движение, из месяца в месяц росла производительность труда. Железнодорожники работали, как герои, и гибли на трудо­ вом посту, как солдаты на фронте. В пределах Мурманской области на дорогу было совершено 1070 авиационных налетов и сброшено 34 тыс. бомб. Это значило, что в среднем на каждый километр дороги от Мурманска до Кандалакши пришлось по 120 бомб. 81 железнодорожник Мурманского отделения дороги погиб, 153 человека получили ранения. Свыше 200 локомотивов и 1300 вагонов были повреждены. З а период с июня 1941 г. по май 1944 г. мурманские железнодорожники и связисты 11 раз завоевывали переходящее Красное знамя Государственного Ко­ митета Обороны и 13 раз — Красное знамя НКПС и ВЦСПС (док. 171). Начало Великой Отечественной войны застало на промысле 47 мурманских траулеров. Все они по приказу наркома рыбной промышленности были отозваны в Мурманск и Архангельск. Осенью 1941 г. было решено возобновить лов рыбы, нужной для армии и тыла. Ветеранам тралового флота капитанам И. Н. Демидову, Г. С. Форощуку и О. Е. Кононову поручили на ­ чать это нелегкое дело. Нелегкое потому, что, во-первых, все исправные суда уже воевали в составе Северного военно-морского флота. Оставши­ еся 17 «невоеннообязанных» траулеров требовали ремонта. Ну ­ жно было подготовить их для лова рыбы. Во-вторых, почти все кадровые рыбаки тралфлота ушли на фронт. Нужно было учить делу подростков, женщин. Помогали в этом пенсионеры, которые вернулись во флот, как только это­ го потребовала военная обстановка. В-третьих, надо было менять всю систему тралового лова, ловить рыбу ночью, в абсолютной темноте и тумане, работать по 16 часов в сутки, и тралить, и шкерить, и дежурить на на­ блюдательных постах. 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz