Мурманская область в годы Великой Отечественной войны, 1941-1945 : сборник документов и материалов/ [редкол.: А. А. Киселев (гл. сост.), А. Н. Рябков (гл. ред.) и др.]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1978. – 331, [2] с., [8] л. ил.
верного флота мурманские железнодорожники оборудовали бронепоезд и две артбатареи на платформах, которые были использованы для охраны железной дороги. Особенно большая нагрузка легла на Мурманский железно дорожный узел. Только за 1942 г. его коллектив обработал 10 664 поезда, отправил в глубь страны 108 тыс. вагонов. Была проведена реконструкция путей на станции Мурманск. На тер ритории узла и торгового порта были выполнены большие вос становительные и строительные работы. В годы войны на предприятиях Мурманского отделения ж е лезной дороги усилилось движение «двухсотников», широкое распространение получило лунинское движение, из месяца в месяц росла производительность труда. Железнодорожники работали, как герои, и гибли на трудо вом посту, как солдаты на фронте. В пределах Мурманской области на дорогу было совершено 1070 авиационных налетов и сброшено 34 тыс. бомб. Это значило, что в среднем на каждый километр дороги от Мурманска до Кандалакши пришлось по 120 бомб. 81 железнодорожник Мурманского отделения дороги погиб, 153 человека получили ранения. Свыше 200 локомотивов и 1300 вагонов были повреждены. З а период с июня 1941 г. по май 1944 г. мурманские железнодорожники и связисты 11 раз завоевывали переходящее Красное знамя Государственного Ко митета Обороны и 13 раз — Красное знамя НКПС и ВЦСПС (док. 171). Начало Великой Отечественной войны застало на промысле 47 мурманских траулеров. Все они по приказу наркома рыбной промышленности были отозваны в Мурманск и Архангельск. Осенью 1941 г. было решено возобновить лов рыбы, нужной для армии и тыла. Ветеранам тралового флота капитанам И. Н. Демидову, Г. С. Форощуку и О. Е. Кононову поручили на чать это нелегкое дело. Нелегкое потому, что, во-первых, все исправные суда уже воевали в составе Северного военно-морского флота. Оставши еся 17 «невоеннообязанных» траулеров требовали ремонта. Ну жно было подготовить их для лова рыбы. Во-вторых, почти все кадровые рыбаки тралфлота ушли на фронт. Нужно было учить делу подростков, женщин. Помогали в этом пенсионеры, которые вернулись во флот, как только это го потребовала военная обстановка. В-третьих, надо было менять всю систему тралового лова, ловить рыбу ночью, в абсолютной темноте и тумане, работать по 16 часов в сутки, и тралить, и шкерить, и дежурить на на блюдательных постах. 15
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz