Мурманская область в годы Великой Отечественной войны, 1941-1945 : сборник документов и материалов/ [редкол.: А. А. Киселев (гл. сост.), А. Н. Рябков (гл. ред.) и др.]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1978. – 331, [2] с., [8] л. ил.

101 тыс. вагонов для отправки в глубь страны*. З а трудовой ге­ роизм 360 человек награждены орденами и медалями, 215—зна ­ ком «Почетному работнику морского флота». Коллективу тор­ гового порта 4 раза присуждалось переходящее Красное знамя ГКО, после войны оставленное в коллективе на вечное хра ­ нение. В период Великой Отечественной войны Мурманск наряду с Архангельском стал северным пунктом связи нашей страны с союзниками по антигитлеровской коалиции. Мурманский тор­ говый порт осуществил четыре сложнейших зимних импортно­ экспортных навигации. Всего за войну в составе союзных кон­ воев в наши северные порты прибыло 703 англо-американских и 34 советских транспорта, а на запад ушло 726 судов, из них 54 советских. По свидетельству В. А. Вайнера, «на судах, при­ бывших в северные порты Советского Союза, были доставлены различные военные материалы, объем которых составлял при­ мерно один процент всей военной продукции, поставленной фронту народным хозяйством СССР» **. Все годы войны Мурманск, являясь западной базой комму­ никаций Северного Ледовитого океана, продолжал обслужи­ вать Северный морской путь: торговый флот Севера перевез свыше 2 млн. т грузов и около 1 млн. пассажиров (было сдела­ но 2,5 тыс. судорейсов). На перевозках военных и народнохозяйственных грузов бы­ ло занято более 90 транспортных судов Мурманского и Север­ ного пароходств. Самоотверженно трудились в войну экипажи судов «Старый большевик» (док. № 105, 106), «Л. Красин», «Пролетарий», «Сорока», «Ока», «Бурея». З а героический труд в годы войны 2450 моряков Северного бассейна были на ­ граждены орденами и медалями СССР. При выполнении з а д а ­ ний погибло 39 судов северного транспортного флота. В Мур­ манском торговом порту отдали свою жизнь при исполнении служебных обязанностей 130 работников. На территории порта в их честь воздвигнут памятник. Поистине героическим был труд работников Мурманского отделения Кировской железной дороги. Это благодаря им ор­ ганизованно прошла эвакуация гражданского населения и обо­ рудования, это они вели ремонт выходившей из строя техники, быстро ликвидировали последствия вражеских авианалетов (док. 62, 108— 110, 166, 174). С помощью артиллеристов Се* ПАМО, ф. 1, оп. 12, д. 342, л. 121; д. 316, л. 74. ** В а й н е р В. А. Северный флот в Великой Отечественной войне. М., Воениздат, 1964, с. 385. 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz