Мурманская область в годы Великой Отечественной войны, 1941-1945 : сборник документов и материалов/ [редкол.: А. А. Киселев (гл. сост.), А. Н. Рябков (гл. ред.) и др.]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1978. – 331, [2] с., [8] л. ил.
ли ее две котельные бригады Денисова и Лотонина. Вся рабо та по восстановлению лодки была исполнена за сорок пять су ток» *. Среди героев тыла — судоремонтников следует назвать старшего прораба механического цеха Д. Н. Трифонова, на чальника цеха Н. А. Амахина, начальника слипа М. Я. Машал- гина, прораба Г. Я- Баева, бригадиров слесарей М. Н. Борисова, Н. А. Прохорова, бригадиров котельщиков С. Н. Тюкавина, П. И. Чуланова, старшего прораба по ремонту судов Г. Ф. Л е в кина и многих других (док. № 100). Огромный объем работ в годы войны выполнил судоремонт ный завод Главсевморпути. Неоднократно он завоевывал при зовые места в соревновании судоремонтных предприятий. Его коллективу неоднократно присуждалось переходящее Кр а сное знамя Военного совета Северного флота. Свыше 250 р а бочих и инженеров завода были награждены орденами и медалями. Весьма сложной проблемой для мурманских предприятий в течение всей войны был вопрос обеспечения рабочей силой, особенно квалифицированными кадрами. Как правило, рабочих не хватало, приходилось изыскивать всевозможные резервы. Так, к началу войны на судоремонтном заводе Наркомата мор ского флота работало около 650 человек, из них 250 — боль шинство добровольно — ушли к 15 июля 1941 года на защиту Родины. Их сменили женщины, старики и подростки. Так как специалистов не хватало, судоремонтники чаще всего работали такими бригадами, где вокруг одного-двух опытных рабочих группировались все остальные. Работали слаженно, помогая друг другу, поддерживая мо рально и физически. Героически трудились в годы Великой Отечественной войны мурманские моряки и портовики. В торговом порту после того, как большая часть мужчин была мобилизована в армию, оста лось всего 700 работников, в основном не пригодных для стро евой службы, причем 250 человек из них сразу вступили в н а родное ополчение. Сложную работу по перестройке деятельности Мурманского торгового порта в военных условиях возглавили начальник пор та Л. П. Новосадов и сменивший его в 1942 г. А. Д. Фортучен- ко, главный диспетчер Н. И. Торопов, начальник грузового рай она М. К- Амелин (док. № 131 и др.). * См.: Б у д а н о в Ф., Д у б р о в и н Н. Тыл правого фланга. манск, Кн. изд-во, 1976, с. 102. 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz