Мурманская область в годы Великой Отечественной войны, 1941-1945 : сборник документов и материалов/ [редкол.: А. А. Киселев (гл. сост.), А. Н. Рябков (гл. ред.) и др.]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1978. – 331, [2] с., [8] л. ил.

товики писали мурманчанам: «...хорошие, точные минометы вы сработали, товарищи. И за это вам спасибо, большое спасибо от всех нас» (док. № 78). Весомый вклад в дело победы над врагом внесли коллекти­ вы судоремонтных предприятий (док. № 9, 75 и др.). В первый же день войны руководители этих предприятий — П. В. Сапа- надзе (судоверфь Наркомата рыбной промышленности), А. П. Прокофьев (СРЗ Мурманского пароходства) и Н. Я- Эр- ман (завод Главсевморпути) получили четкие мобилизационные указания: судоремонтникам было поручено переоборудовать и вооружить передаваемые в Военно-Морской Флот граждан ­ ские суда. На заводах был введен 10-часовой рабочий день. С 23 июня 1941 г. они стали работать круглосуточно. Выступая на митин­ ге, где обсуждались задачи коллектива в военных условиях, директор судоремонтного завода А. П. Прокофьев говорил: «Кому дорога Родина, кому дорого то, что создано нашими ру­ ками за годы революции, кому дорога свобода, — помните: в эти дни, в дни смертельной схватки с врагом, никто не дол ­ жен считаться ни с временем, ни с лишениями, ни с трудностя­ ми. Мы обязаны повысить производительность труда, дать как можно больше продукции нашей стране»*. О делах судоремонтников пароходства «Полярная правда» 30 августа 1941 г. писала: «Выполнять нормы не ниже чем на 200% — так стремятся работать многие рабочие... Котельщики тт. Казаков, Мартынов, Видякин, кузнец Соколов дают еже ­ дневно 200% нормы. Большинство цехов перевыполняют смен­ ные задания в 1,5—3,5 раза». Находясь в оперативном подчинении военного командования, СРЗ МГМП только за 1941 г. отремонтировал 133 судна, вы­ полнил 25 аварийных ремонтов, наладил выпуск мин. Судоре­ монтники делали печи и железные камельки для фронтовых землянок, сани для пулеметов и противотанковых ружей, л о ­ паты, кирки. О том, как в Мурманске ремонтировались подводные лодки, рассказывал директор судоверфи П. В. Сапанадзе: «Осталось в памяти восстановление подводной лодки «Малютка», подор­ вавшейся на мине и уцелевшей на плаву с оторванным по тор­ педные аппараты носом. Ее должны были отправить на восста­ новление в глубь страны. Мы дали слово А. Г. Головко, что лодку восстановим у нас на верфи в короткий срок. Работой руководил начальник корпусного цеха А. М. Челюк, а исполня* « П о л я р н а я п р а в д а » , 1941, 27 июня. 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz