Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 8. (С 1 января – 9 мая 1945 г.) / Министерство Вооруженных Сил Союза ССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост.: Соколов Д. В., Муратханов К. М. ; под. ред. Круглова В. И., Соколова Д. В. – Москва : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР, 1949. – 214 с. : карты.
воирования» (при прохождении части маршрута без эскорта в неопас ном районе), «этапного конвоирования» (с заходом в пункты перефор мирования конвоя) и «сквозного конвоирования» (при следовании с сильным эскортом от пункта выхода до пункта назначения). Эти ме тоды в зависимости от оперативной обстановки могут быть применимы и в будущем. Успешное обеспечение плавания конвоев при противодействии про тивника на коммуникациях Кольский залив — Белое море, Иоканка — Новая Земля, Новая Земля — пролив Вилькицкого требует предусмо треть на будущее развитие промежуточных опорных пунктов базирова ния сил противолодочной и противоминной обороны для предваритель ного обследования районов прохождения конвоев, для усиления при необходимости эскорта на опасных участках и для обеспечения отстоев конвоев при неблагоприятной оперативной обстановке. Десантные операции были освоены только в прибрежном районе. Опыга в высадке десантов в удаленном от базы районе моря не было и его нужно приобретать в мирное время. Противоминная и противолодочная оборона не в полной мере соот ветствовала создававшейся подводной и'минной опасности, в первую оче редь, из-за недостатка сил. Необходимо иметь на театре во время войны корабли противолодочной и противоминной обороны, постоянно дисло цируемые в районах своих баз и используемые по назначению, не отвле кая их для выполнения другого вида операций (кроме «эпизодических») в удаленных от баз районах. Глубокая противолодочная оборона на театре должна быть организована от пунктов базирования неприятель ских подводных лодок до нашего побережья и коммуникаций. III. По силам Открытый морской театр требует иметь в составе флота линейные ко рабли, крейсера, большие миноносцы. Необходимы корабли противоло дочной обороны с высокими мореходными качествами, сильным проти володочным вооружением, большой дальностью плавания и скоростью, вдвойне превышающей скорость подводных лодок. Все подводные лодки использовались успешно, но мала была автономность подводных лодок типа М. Необходимо иметь подводные лодки для действий в у д а ленных районах на открытых коммуникациях и лодки с повышенной ско ростью для маневренного использования на открытых коммуникациях и у побережья противника. Торпедные катера оказались вполне применимыми на Севере и дол жны быть включены в оперативный пліан и в будущем. Необходимо увеличить их скорость и мореходность. Большие охотники типа БО-1 приспособлены для несения противоло дочной обороны на прибрежной коммуникации, а катера МО — на под ходах к базам и на рейдах. Из всех имеющихся тральщиков требованиям траления якорных и магнитно-акустических мин удовлетворяли только тральщики типа AM. Этот тип тральщиков, усовершенствованный и с увеличенной скоростью* для Севера необходим. Д л я Северного театра обязательны ко всем кораблям следующие требования — максимальная мореходность, увеличенные дальности пла вания, способность плавания в зимних условиях при обледенении кор пусов, радиолокационная аппаратура, обеспечивающая в навигашюк- 165
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz