Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 8. (С 1 января – 9 мая 1945 г.) / Министерство Вооруженных Сил Союза ССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост.: Соколов Д. В., Муратханов К. М. ; под. ред. Круглова В. И., Соколова Д. В. – Москва : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР, 1949. – 214 с. : карты.

нений, кораблей, частей и штабов боевую подготовку с учетом боевого опыта. (Дело ШТ 7212, л. 66.) 1 июня начальник Главного морского штаба сообщил командующим флотами и флотилиями, что с окончанием во,йны угроза военных дей­ ствий в операционных зонах Северного, Балтийского, Черноморского флотов и Каспийской флотилии ликвидирована и затруднением для б е ­ зопасного судоходства осталась только минная опасность. В связи с этим Главнокомандующий Военно-морскими силами Союза ССР разре­ шил: 1) военным кораблям плавать с полностью или частично включен­ ными огнями, либо без огней соответственно указаниям командующих флотами на отдельные переходы и учения; 2) судам всех гражданских наркоматов: а) плавание с огнями, предусмотренными Правилами пре­ дупреждения столкновений судов в море; б) окраску корпусов и н а д ­ строек — в соответствии с принятыми в мирное время стандартами; 3) с получением этой телеграммы — плавание без военного обеспече­ ния судов гражданских наркоматов, обеспечивая их плавание в районах, опасных от мин, мерами противоминной обороны, надежным навига­ ционным оборудованием и лоцманскими проводками, исходя из местной обстановки; 4) перейти с системы манипулируёмого навигационного ограждения на постоянно действующую. (Дело ШТ 7213, л. 15, 15 об.) 3 июня командующий Северным флотом в связи с окончанием воен­ ных действий в зоне Северного флота и только минной опасностью при­ казал при плавании кораблей и судов руководствоваться следующим: 1) плавание судов гражданских наркоматов и иностранных на театре разрешить без эскорта с сохранением мер противоминной обороны для обеспечения движения в опасных от мин районах, с обеспечением н а ­ дежным навигационным оборудованием и лоцманскими проводками, осуществляемыми силами морских оборонительных районов; 2) торговым судам плавать с огнями согласно Правилам предупре­ ждения столкновения судов в море; 3) военным кораблям плавать с огнями согласно Правилам преду­ преждения столкновений судов в море и Правилам совместного плава­ ния; в отдельных случаях разрешается (на учениях, переходах) плава­ ние без огней согласно специальным указаниям; 4) военным кораблям продолжать плавать согласно лоции военного времени до издания новых документов гидрографического отдела Се­ верного флота; кораблям и вспомогательным судам, не имеющим лоции военного времени, руководствоваться Временным наставлением для плавания гражданских судов в Баренцовом, Белом и Карском морях и Извещениями мореплавателей; 5) система манипулируемого навигационного обеспечения перебо- дится на постоянно действующую. (Дело ШТ 7194, л. 13.) С 5 июня согласно приказу командующего флотом оперативная служба флагманских командных пунктов была переведена на готов­ ность № 3 (оперативное дежурство) и организована по условиям мир­ ного времени; в частях, где оперативное дежурство было развернуто только на военное время, перешли на распорядительное дежурство. (Дело ШТ 7194, л. 17.) После ликвидации системы конвоев на внутренних морских комму­ никациях меры обеспечения приема, выхода и плавания судов в опера­ ционной зоне Северного флота были: а) доведение до сведения к апи ­ танов иностранных и наших судов районов, опасных от мин; б) лидиро­ вание транспортов в наиболее опасных районах (в Печенгѵ, Киркенес, в Карское море через иролиз Югорский Шар, на Диксон); в") периодиче­ ское наблюдение авиацией за плаванием транспортов на удаление 11 — Зак. 2523 ' 161

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz