Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 7. (1 июля – 31 декабря 1944 г.) / Военно-Морское Министерство Союза ССР, Морской Генеральный Штаб ; сост.: Соколов Д. В., Муратханов К. М., Денисов Н. Н. ; под. ред. Соколова Д. В. – Москва : Военное издательство Военного Министерства Союза ССР, 1950. – 571 с. : карты.

Иоканка — Белое море — 3, внутри Белого моря— 1, Печора — Иоканка — 1. Для эскортирования этих кораблей было произведено 158 выходов кораблей декорта, из них 45 выходов эскадренных миноносцев, 8 — сто­ рожевых кораблей, 25 — тральщиков, 6 1— больших охотников и 19 — катеров МО. (Арх. 14950, л. 80, 82, 83.) В течение второй половины 1944 г. на внутренних морских коммуни­ кациях в Баренцовом, Белом и Карском морях было проведено 283 кон­ воя в составе 524 транспортов, 18 ледоколов, 24 военных кораблей и 17 вспомогательных судов. По основным направлениям охраняемые корабли распределялись следующим образом: Кольский залив — Белое море — 51, Белое море — Кольский залив — 57, Кольский залив — Иоканка — 6, Иоканка — Кольский залив — 21, Кольский залив — Лиинахамари — 40, Лиинахамари — Кольский залив — 39, Белое море — Иоканка — 24, Иоканка — Белое море — 27, Белое море — Печора — 4, Печора — Белое море — 7, внутри Белого моря — 33, Белое море — Югорский Ш а р— 13, Югорский Шар — Белое море — 22, Белое море — Новая Земля — 5, Новая Земля — Белое море — 4, Белое море — Ди­ ксон — 17, Диксон — Белое море — 37, Югорский Шар — Печора — 3, Печора — Югорский Шар — 4, между пунктами Новой Земли — 7, Иоканка — Югорский Шар — 11, Югорский Шар — Иоканка — 2, Иоканка — Печора — 1, Печора — Иоканка — 1, Диксон — Енисей — 22, Енисей — Диксон— 13, с Диксона на восток — 7, с востока на Ди­ ксон — 4, внутри Арктики — 2, Арктика — Белое море — 4. Для эскортирования этих кораблей было произведено 1098 выходов кораблей эскорта, из них выходов крейсеров— 1, эскадренных мино­ носцев— 198, сторожевых кораблей— 143, тральщиков — 335, больших охотников — 281, катеров МО — 105 и других кораблей — 35. (Арх. 14950, л. 80, 82, 83.) В течение второй половины 1944 г. Беломорская флотилия выделила 21 (45 -мм) орудие для установки в 15 пунктах Карского моря и моря Лаптевых с целью обороны полярных станций и зимовок Главного упра­ вления Северного морского пути. Орудия были доставлены к местам дислокации (за исключением пунктов в море Лаптевых) средствами фло­ тилии; установка на позициях и отстрел орудий также были произве­ дены специалистами Беломорской флотилии. (Арх. 13569, л. 21.) Анализируя особенности условий гибели и повреждения наших и англо-американских кораблей в Баренцовом и Карском морях в течение третьего и четвертого кварталов 1944 г., штаб Северного флота пришел к заключению, что немецкие подводные лодки начали использовать на Северном театре акустические торпеды. Характерным признаком акусти­ ческой торпеды являлось то, что атакованный ею корабль в большин­ стве случаев получал разрушения в кормовой части. Кроме того, иногда одного взрыва торпеды бывало недостаточно, чтобы потопить корабль даже такого водоизмещения, как тральщик типа AM (наличие некон­ тактного взрывателя в акустической торпеде вызывает ее взрыв на рас­ стоянии). Применение противником акустических торпед вызвало необ­ ходимость использовать гидродинамические охранители типа «Фоксер». Этими охранителями были вооружены только миноносцы типа «Жар­ кий», прибывшие из Англии. Однако вскоре выяснилось, что охранители «Фоксер» в том виде, в котором они находились на миноносцах, исполь­ зовать было нельзя ни на самих миноносцах, ни, тем более, на других кораблях, без специального корабельного оборудования Поэтому охра­ нители «Фоксер» в 1944 г. не применялись на Северном {моте как сред­ ство борьбы с подводными лодками противника. (Арх. 16920, л. 83—85.) 489

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz