Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 7. (1 июля – 31 декабря 1944 г.) / Военно-Морское Министерство Союза ССР, Морской Генеральный Штаб ; сост.: Соколов Д. В., Муратханов К. М., Денисов Н. Н. ; под. ред. Соколова Д. В. – Москва : Военное издательство Военного Министерства Союза ССР, 1950. – 571 с. : карты.
Иоканка — Белое море — 3, внутри Белого моря— 1, Печора — Иоканка — 1. Для эскортирования этих кораблей было произведено 158 выходов кораблей декорта, из них 45 выходов эскадренных миноносцев, 8 — сто рожевых кораблей, 25 — тральщиков, 6 1— больших охотников и 19 — катеров МО. (Арх. 14950, л. 80, 82, 83.) В течение второй половины 1944 г. на внутренних морских коммуни кациях в Баренцовом, Белом и Карском морях было проведено 283 кон воя в составе 524 транспортов, 18 ледоколов, 24 военных кораблей и 17 вспомогательных судов. По основным направлениям охраняемые корабли распределялись следующим образом: Кольский залив — Белое море — 51, Белое море — Кольский залив — 57, Кольский залив — Иоканка — 6, Иоканка — Кольский залив — 21, Кольский залив — Лиинахамари — 40, Лиинахамари — Кольский залив — 39, Белое море — Иоканка — 24, Иоканка — Белое море — 27, Белое море — Печора — 4, Печора — Белое море — 7, внутри Белого моря — 33, Белое море — Югорский Ш а р— 13, Югорский Шар — Белое море — 22, Белое море — Новая Земля — 5, Новая Земля — Белое море — 4, Белое море — Ди ксон — 17, Диксон — Белое море — 37, Югорский Шар — Печора — 3, Печора — Югорский Шар — 4, между пунктами Новой Земли — 7, Иоканка — Югорский Шар — 11, Югорский Шар — Иоканка — 2, Иоканка — Печора — 1, Печора — Иоканка — 1, Диксон — Енисей — 22, Енисей — Диксон— 13, с Диксона на восток — 7, с востока на Ди ксон — 4, внутри Арктики — 2, Арктика — Белое море — 4. Для эскортирования этих кораблей было произведено 1098 выходов кораблей эскорта, из них выходов крейсеров— 1, эскадренных мино носцев— 198, сторожевых кораблей— 143, тральщиков — 335, больших охотников — 281, катеров МО — 105 и других кораблей — 35. (Арх. 14950, л. 80, 82, 83.) В течение второй половины 1944 г. Беломорская флотилия выделила 21 (45 -мм) орудие для установки в 15 пунктах Карского моря и моря Лаптевых с целью обороны полярных станций и зимовок Главного упра вления Северного морского пути. Орудия были доставлены к местам дислокации (за исключением пунктов в море Лаптевых) средствами фло тилии; установка на позициях и отстрел орудий также были произве дены специалистами Беломорской флотилии. (Арх. 13569, л. 21.) Анализируя особенности условий гибели и повреждения наших и англо-американских кораблей в Баренцовом и Карском морях в течение третьего и четвертого кварталов 1944 г., штаб Северного флота пришел к заключению, что немецкие подводные лодки начали использовать на Северном театре акустические торпеды. Характерным признаком акусти ческой торпеды являлось то, что атакованный ею корабль в большин стве случаев получал разрушения в кормовой части. Кроме того, иногда одного взрыва торпеды бывало недостаточно, чтобы потопить корабль даже такого водоизмещения, как тральщик типа AM (наличие некон тактного взрывателя в акустической торпеде вызывает ее взрыв на рас стоянии). Применение противником акустических торпед вызвало необ ходимость использовать гидродинамические охранители типа «Фоксер». Этими охранителями были вооружены только миноносцы типа «Жар кий», прибывшие из Англии. Однако вскоре выяснилось, что охранители «Фоксер» в том виде, в котором они находились на миноносцах, исполь зовать было нельзя ни на самих миноносцах, ни, тем более, на других кораблях, без специального корабельного оборудования Поэтому охра нители «Фоксер» в 1944 г. не применялись на Северном {моте как сред ство борьбы с подводными лодками противника. (Арх. 16920, л. 83—85.) 489
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz