Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 7. (1 июля – 31 декабря 1944 г.) / Военно-Морское Министерство Союза ССР, Морской Генеральный Штаб ; сост.: Соколов Д. В., Муратханов К. М., Денисов Н. Н. ; под. ред. Соколова Д. В. – Москва : Военное издательство Военного Министерства Союза ССР, 1950. – 571 с. : карты.

По тем же данным, военно воздушные силы Германии в Северо-За­ падной Норвегии состояли из 149 самолетов и дислоцировались по аэро­ дромам в следующем составе: Бардѵфосс — 69 самолетов (24 Ю-88, 23 Me-109, 10 ФВ-190, 10 ФВ-189, Хш-126 и Фи-156); Тромсе — 21 (8 БФ-138, 7 Хе-115, 6 До-24); Буде — Тронхейм — 53 (5 ФВ-200, 10 Хе-111, 15 Me-109, 10 ФВ-190, 4 БФ-138, 7 ФВ-189, Хш-126 и Фи-156); Банак — 6 (Ю-52, Ю-88, 4 истребителя). (Инв. 1924, стр. 11, 13.) Действия на внешних морских коммуникациях. Конвой JW-63 про­ должал переход из Лох-Ю в Кольский залив. (Арх. 16917, л]. 8, 9.) Действия в районе Беломорской флотилии и на внутренних коммуни­ кациях в Баренцовом море. Транспорт «Тбилиси» продолжал дрейфовать в юго-восточном направлении. Возникший на нем пожар был потушен экипажем и пассажирами. В 2 ч. 48 м. командир конвоя приказал тральщику «Т-115» подойти к дрейфовавшему транспорту и попытаться снять с него личный состав. Командиру тральщика удалось подойти с подветренной стороны к транс­ порту и снять с него весь личный состав (78 человек). Капитан «Тби­ лиси» И. Т. Субботин покинул свой транспорт последним, но во время спуска на тральщик сорвался с борта, упал в воду между транспортом и тральщиком и был раздавлен. В 4 ч. 00 м. из Кольского залива к транспорту «Тбилиси» вышли эскадренные миноносцы «Живучий» и «Жесткий» (миноносцами коман­ довал капитан 1 ранга А. М. Румянцев), имея задачу взять транспорт на буксир и привести его в Мурманск. В 6 ч. 00 м. миноносцы обнару­ жили «Тбилиси» в 7 милях севернее мыса Цып-Наволок в охранении тральщиков «Т-113» и «Т-115». Продолжавшийся шторм .не утихал (волна была 6—7 баллов, ветер 8 баллов), и все попытки взять транспорт на буксир были безуспеш­ ными; на «Тбилиси» не было людей для принятия буксирных концов. Не выполнив задачи, миноносцы' вступили в охранение транспорта и стали ожидать подхода из Кольского залива двух специальных буксиров. В 17 ч. 30 м. буксиры «М-2» и «М-12» в охранении тральщика «Т-112» и большого охотника № 220 вышли из Кольского залива для оказания помощи поврежденному транспорту. В это время транспорт «Тбилиси» и охранявшие его эскадренные миноносцы «Живучий», «Жесткий» и тральщики «Т-113» и «Т-115» находились в 15 милях к се­ веро-западу от острова Кильдин, продолжая дрейфовать в юго-восточ­ ном направлении1. (Арх. 17543, л. 403; арх. 19262, л. 64—66; арх. 20172, л. 128.) В течение декабря на внутренних морских коммуникациях Северного флота было проведено 26 конвоев в составе 53 транспортов, ледокола, двух военных кораблей и четырех вспомогательных судов. По основным направлениям охраняемые корабли распределялись следующим образом: Кольский залив — Белое море — 8, Белое море — Кольский залив — 5, Иоканка — Кольский залив — 6, Кольский залив — Лиинахамари— 14, Лиинахамари — Кольский залив — 12, Белое море — Иоканка — 2, 1 В 14 ч. 00 м. 1 января 1945 г. буксирам «М-2» и «М-12» удалось завести концы и начать буксировку транспорта «Тбилиси» из точки 10 каб. западнее острова Малый Олений в Териберку. В охранении транспорта остались подошедший из Кольского за­ лива лидер «Баку» и эскадренные миноносцы «Живучий» и «Жесткий». Тральщики «Т-Ч13» и «Т-115» вышли из состава охранения и возвратились в Кольский залив, до­ ставив туда 77 человек, спасенных с «Тбилиси». Из 186 человек, находившихся на транспорте, 139 были спасены, а 47 погибли. В 0 ч. 40 м. 2 января «Тбилиси» был прибуксирован в Териберку, откуда 5 января переведен в Мурманск. (Арх. 13376, л. 2, 4, 11; арх. 16477, л. 4.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz