Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 7. (1 июля – 31 декабря 1944 г.) / Военно-Морское Министерство Союза ССР, Морской Генеральный Штаб ; сост.: Соколов Д. В., Муратханов К. М., Денисов Н. Н. ; под. ред. Соколова Д. В. – Москва : Военное издательство Военного Министерства Союза ССР, 1950. – 571 с. : карты.

В 10 ч. 48 м. шторм утих, и миноносцы возвратились в Иоканку. (Арх. 13085, л. 72.) В 14 ч. 58 м. конвой «КП-24» (транспорт «Тбилиси» ’, тральщики «Т-113», «Т-115» и большие охотники № 150, 151, 213 и 217) вышел из Кольского залива в Лиинахамари. Транспорт был гружен сеном, про­ довольствием, мазутом и бензином в бочках для частей 14-й армии; кроме того, на борту транспорта находились 124 пассажира (офицеры и солдаты 14-й армии). Экипаж корабля состоял из 63 человек. Пере­ ход конвоя происходил в свежую погоду; ветер был 8 баллов, море до Рис. 47. Движение конвоя «КП-24» из Кольского залива в Лиинахамари 30 декабря 1944 г. 6 баллов, временами проходили снежные заряды. В 19 ч. 25 м. в точке ш = 69°56',3 норд, д = 32°28/,8 ост (в районе мыса Скорбеевский) (рис. 47) на транспорте «Тбилиси» произошел сильный взрыв (предпо­ ложительно, он был атакован немецкой подводной лодкой). У транс­ порта была оторвана носовая часть по 41-й шпангоут, которая через не­ сколько минут потонула вместе с находившимися на ней на боевом по­ сту старшиной 2 статьи Мартьевым и краснофлотцем Костылевым. Транспорт оставался на плаву, но на нем вспыхнул пожар: загорелись сено, мазут и начали взрываться бочки с бензином. Вследствие плохого руководства капитана «Тбилиси» И. Т. Субботина и его военного по­ мощника старшего лейтенанта Б. М. Камерилова на корабле создалась паника; пассажиры и часть экипажа спасались неорганизованно, пры­ гали в воду, переполняли шлюпки и погибали. В 19 ч. 26 м. командир конвоя капитан 2 ранга П. В. Панфилов (на­ ходившийся на тральщике «Т-113») приказал кораблям охранения произ­ 1 Транспорт «Тбилиси» (14 230 г) типа «Либерти» был принят в Мурманске от американцев в апреле 1944 г. на ходу со всем оборудованием и имуществом, после чего был передан Архангельскому государственному пароходству. 485

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz