Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 7. (1 июля – 31 декабря 1944 г.) / Военно-Морское Министерство Союза ССР, Морской Генеральный Штаб ; сост.: Соколов Д. В., Муратханов К. М., Денисов Н. Н. ; под. ред. Соколова Д. В. – Москва : Военное издательство Военного Министерства Союза ССР, 1950. – 571 с. : карты.

22 НОЯБРЯ. Действия на коммуникациях противника и против его баз. Подводная лодка «С-19» в течение суток к берегу не подходила из-за штормовой погоды. (Арх. 14973, л. 1 об.) Надводные корабли противника были обнаружены в следующих районах: Тронхейм — Буде — миноносец, 6 сторожевых кораблей, 2 тральщика, 8 неопознанных судов и сторожевой катер; Тромсе •— Харстад — 2 сторожевых корабля, 2 сторожевых катера и тральщик; Хаммерфест — миноносец и 2 сторожевых корабля, 8 тральщиков, 6 сторожевых катеров и 5 неопознанных судов; у островов Магерей и Рольвсей — миноносец, 2 сторожевых корабля, тральщик и 2 стороже­ вых катера. В разведке Норвежского и Баренцова морей были отмечены два не­ мецких самолета Ю-88; в междуаэродромных полетах — шесть Ю-52. 'Арх. 19776, л. 361.) В плавании у берегов Северо-Западной Норвегии были обнаружены две немецкие подводные лодки. (Дело 7132, л. 30.) Оборона Главной базы флота. Начальник Главного морского штаба Военно-морских сил циркуляром № 01328 от 22 ноября 1944 г. прика­ зал Северный оборонительный район Северного флота переформиро­ вать в Северный сектор Береговой обороны Главной базы Северного флота. (Дело 7169, л. 88.) Действия в районе Беломорской флотилии и на внутренних комму­ никациях в Баренцовом море. В 1 ч. 45 м. конвой «ПК-15» (транспорты «Революция», «Пролетарий», тральщик № 38, большие охотники № 214, 221 и катер МО № 426) прибыл из Лиинахамари в Кольский залив. (Арх. 17543, л. 361.) Конвой «ЮБ-5», находившийся на переходе из пролива Югорский Шар в Архангельск, в 4 ч. 00 м. на подходе к острову Колгуев попал s сильный шторм и пѵргу и рассеялся. Тральщик «Т-109» начал терпеть бедствие вследствие обледенения и поступления воды в носовую часть '. Весь личный состав тральщика мужественно боролся за пловучесть ко­ рабля, обкалывая лед и откачивая воду всеми имевшимися средствами. Была запрошена помощь по УКВ. Сигнал был принят эскадренным миноносцем «Достойный» и тральщиком «Т-110», но последний сам на­ ходился в таком же положении, как «Т-109», и сообщил командиру кон­ воя, что ему самому нужна помощь. Командир ко,нвоя (командир мин­ ного заградителя «Мурман» — капитан 3 ранга Шубин) немедленно по­ слал «Достойный» на помощь «Т-109» и «Т-110». Первым был обнаружен «Т-110», но1.командир; его (старший; лейтенант С. С. Михайлов) от помощи отказался и передал, чтобы шли на помощь «Т-109». К этому времени на «Т-109» вода затопила носовой кубрик, а затем и машинное отделение. Отливные средства прекратили работу, и корабль стал быстро погру­ жаться в воду. Командир тральщика (старший лейтенант'Я. С. Величко) приказал давать сигналы стрельбой (из «Эрликонов») и красными ра ­ кетами. Но эти сигналы никем замечены не были. Корабль получил дифферент на нос и крен на правый борт. Команда тральщика всю ночь героически боролась за спасение своего корабля в условиях сильного и холодного шторма (мороз был —7°), команда обкалывала лед и от­ ливала воду всеми средствами, вплоть до камбузной посуды. Офицеры корабля личным примером показывали образец мастерства и стойкости; 1 Тральщик «Т-109» имел деревянный корпус, кроме того, его носовая часть была повреждена г> сентябре при посадке на мель.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz