Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 7. (1 июля – 31 декабря 1944 г.) / Военно-Морское Министерство Союза ССР, Морской Генеральный Штаб ; сост.: Соколов Д. В., Муратханов К. М., Денисов Н. Н. ; под. ред. Соколова Д. В. – Москва : Военное издательство Военного Министерства Союза ССР, 1950. – 571 с. : карты.
Во время атаки штурмовиков над конвоем находился разведчик младший лейтенант Напалкин (118-по разведывательного авиаполка), который наблюдал результат атаки и наводил на цель вылетавшие дру гие ударные группы. На повторный удар с аэродрома Ваенга-2 вылетали еще 12 самоле тов Ил-2 (46-го штурмового авиаполка, ведущие — майор Г. В. Павлов и лейтенант Смородинов) под прикрытием 14 «Аэрокобра» (20-го и 27-го истребительных авиаполков). В 15 ч. 01 м. самолеты атаковали конвой, сбросив на цель 62 ФАБ-100 и 26 PC 82 -мм. По наблюдению самолета- разведчика и по докладам экипажей, наши штурмовики потопили мино носец и 2 сторожевых катера. Над конвоем был сбит один немецкий самолет Me-109. Огнем зенитной артиллерии был подбит один Ил-2; -самолет сел на воду в Варангерфьорде и потонул. В 15 ч. 03 м. пять самолетов «Бостон» (9-го гвардейского минно-тор педного авиаполка, ведущий — гвардии майор А. Н. Волошин) и пять «Бостон» (36-го минно-торпедного авиаполка, ведущий — капитан Рука вицы,н) под прикрытием 15 «Аэрокобра» (2S5-ro авиаполка) в районе мыса Скальнес атаковали этот же конвой противника торпедами и пото пили транспорт в 1500 г, 2 сторожевых корабля по 600 г и сторожевой катер. Огнем зенитной артиллерии было сбито три «Бостон»; самолеты и экипажи погибли. В 16 ч. 40 м. пять самолетов «Бостон» ,(;9-го гвардейского минно-тор педного авиаполка, ведущий — командир полка гвардии подполковник Б. П. Сыромятников) и пять «Бостон» (36-го минно-торпедного авиа полка, ведущий—-капитан И. Т. Волынкин) под прикрытием 15 «Аэро- кобра» (255-го авиаполка) в районе мыса Кибергнес еще раз атаковали торпедами конвой противника и потопили 2 транспорта в 3000 и 6000 г, сторожевой корабль, тральщик и сторожевой катер. Огнем зенитной артиллерии и истребителями противника было сбито четыре наших «Бо стон»; самолеты и экипажи погибли. В районе нахождения конвоя наши истребители вели воздушный бой с самолетами противника и сбили пять Ме-109. (Арх. 17995, л. 411, 412; арх. 17882, л. 258, 259.) Исключительный героизм в этой атаке проявил подполковник Б. П. Сыромятников. В 3 Км от цели снаряд попал в левый мотор само лета Сыромятникова. Машина загорелась, но подполковник Сыромятни ков попрежнему шел на конвой. — За мной! — приказывал он своим ведомым. Через несколько секунд немецкие снаряды зажгли и правый мотор его самолета. Пламя охватило оба крыла. Ведомым казалось, что на врага летел горевший гигантский факел. Штурман майор А. И. Скнарев спокойно продолжал наводить машину, и ведомые слышали его четкие команды. С дистанции 500 м горевший самолет сбросил торпеду. Она попала во вражеский транспорт (в 6000 т), который взорвался и потонул. Горевшая машина упала в воду. Экипажу самоілета подполковнику Б. П. Сыромятникову, майору А. И. Скнареву и старшему сержанту Г. С. Асееву посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза (Арх. 23118, л. 9, 10, 12—14, 15.) 12 самолетов «Киттихаук» (78-го истребительного авиаполка) двумя группами по 4 и 8 самолетов летали на «свободную охоту» вдоль бере гов Северной Норвегии. Первая группа (ведущий — капитан Стрельни ков В. П.) в районе Персфьорда нанесла по вражескому тральщику бомбардировочный удар; тральщик был потоплен. 1 См. «Хронику» за 5 ноября 1944 г. 359
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz