Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 7. (1 июля – 31 декабря 1944 г.) / Военно-Морское Министерство Союза ССР, Морской Генеральный Штаб ; сост.: Соколов Д. В., Муратханов К. М., Денисов Н. Н. ; под. ред. Соколова Д. В. – Москва : Военное издательство Военного Министерства Союза ССР, 1950. – 571 с. : карты.

3-й батальон под командованием инженер-капитана В. Д. Артамо­ нова, составлявший третью колонну, следовал по маршруту: дорога по ручью Корабельный от его устья, 2-я батарея Отдельного артиллерий­ ского дивизиона, водопад, командный пункт 348-го отдельного пулемет­ ного батальона морской пехоты, высота 135, третий опорный пункт и северные скаты горы Яухонокан-Тунтури. 2-й батальон под командованием майора Пауль, составлявший че­ твертую колонну, следовал по маршруту: старый командный пункт бригады, южные скаты высоты 342, восточный берег озера Питкя- ярви, северные скаты высоты 260. Резерв командира бригады — рога автоматчиков, 1-й заградитель­ ный отряд Северного оборонительного района и 717-й отдельный хими­ ческий взвод — составляли пятую колонну и следовали по маршруту: командный пункт бригады, западные скаты высоты 342, квадрат 3056—1. 4-й батальон находился в резерве командующего Северным оборо­ нительным районом. (Арх. 17141, л. 6.) При подготовке к десантной операции сосредоточение катеров в бухту Пумманки пришлось проводить в течение двух суток, так как корабли, выделенные в операцию,' не успевали за одну ночь перейти из Кольского залива в Пумманки, принять там десант и скрытно высадить его на южное побережье залива Маативуоно. В первую ночь (на 9 октября) корабли перешли из Кольского з а ­ лива в Пумманки и находились там в течение светлого времени суток. Во вторую ночь была произведена посадка десанта на корабли и сде­ лан переход из Пумманки к месту высадки. В целях сохранения скрытности готовившейся операции (сосредото­ чение десантных кораблей в Пумманки) днем 9 октября наша авиация непрерывно летала над районом Пумманки; поэтому ни один самолет противника туда не был допущен. Кроме того, в Пумманки были при­ ведены в готовность все средства задымления н противовоздушной обо­ роны. Благодаря принятым мерам противнику не удалось обнаружить подготовку к операции. (Арх. 14059, л. 7.) Для перевозки десанта у причалов в Пумманки были сосредоточены следующие корабли. Первый десантный отряд: катера МО № 423, 424, 428, 429, 430, 431, 433, 434 и торпедные катера № 214, 215 и 221. Командир отряда — гвардии капитан 3 ранга С. Д. Зюзин. Второй десантный отряд: большие охотники № 213, 214, 215, 216, 217, 218, 219, 220, 221, 222 и 224. Командир отряда — капитан 3 ранга И. Н. Грицюк. _ Третий десантный отряд: торпедные катера № 204, 206, 207, 208, 210, 213, 222 и 240. Командир отряда — капитан 2 ранга В. Н. Алексеев. Подвижный дозор: торпедные катера № 230, 238 и 246. Командир подвижного дозора — капитан-лейтенант И. Б. Антонов. (Арх. 14059, л. 9.) Командующим десантной операцией был назначен командующий Северным оборонительным районом генерал-майор Е. Т. Дубовцев. Командиром высадки (он же помощник командующего десантной опе­ рацией по морской части) — командир Охраны водного района Глав­ ной базы Северного флота контр-адмирал П. П. Михайлов. Ввиду того что район высадки просматривался с передового команд­ ного пункта Северного оборонительного района (высота 342,0) и силы поддержки десанта (береговая артиллерия и авиация) находились в не- 313

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz