Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 7. (1 июля – 31 декабря 1944 г.) / Военно-Морское Министерство Союза ССР, Морской Генеральный Штаб ; сост.: Соколов Д. В., Муратханов К. М., Денисов Н. Н. ; под. ред. Соколова Д. В. – Москва : Военное издательство Военного Министерства Союза ССР, 1950. – 571 с. : карты.
Подводная лодка «Л-20» вела поиск к северу от Сюльтефьорда, но- в течение дня ничего не обнаружила. (Арх. 12709, л. 9, 24.) В течение второй половины сентября на переходах у северного по бережья Норвегии наша разведка отметила 17 вражеских конвоев, насчитывавших свыше 21 транспорта. Из этого- количества кон воев 8 вышли из Варангерфьорда в северо-западные порты Норвегии и 9 прошли в порты Варангерфьорда. За это же время на переходах об наружены были 13 самоходных барж. В районе Буде — Берген, по не полным данным, было отмечено на переходах 6 конвоев (18 транспор тов), из них 11 транспортов прошли на юг и 7 на север. (Инв. 1832, стр. 7, 8.) За третий квартал 1944 г. подводные лодки Северного флота сделали 19 боевых выходов (против 26 во втором квартале). Уменьшение числа боевых выходов, а также снижение коэфициента оперативного напря жения произошли за счет большого количества ремонтировавшихся ло док и метода их использования, который позволил меньшим количеством лодок обслуживать тот же самый район. Основным методом использо вания подводных лодок в третьем квартале 1944 г. было маневренное использование группы лодок (до 4—5 единиц) во взаимодействии с раз ведывательной авиацией. Командиры подводных лодок освоились с этим методом и могли переходить к более сложным формам взаимодей ствия. Боевое управление в море в связи с этим, а также и устройством на некоторых лодках перископной антенны ВАН-ПЗ стало более гибким. Появилась возможность действительно командовать и управлять подвод ными лодками в море, в то время как при позиционном методе это упра вление сводилось главным образом к отдаче приказаний о возвращении в базу или перемещении лодок из одного района в другой. Антенны ВАН-ПЗ намного улучшили тактические возможности подводных лодок. На эту антенну был принят подводными лодками, находившимися на пе рископной глубине, ряд телеграмм о конвоях противника от самолетов- разведчиков и от береговых радиостанций. В третьем квартале подвод ными лодками использовались в боевых условиях наряду с другими об разцами торпед также электроторпеды ЭТ-80. Штаб бригады подводных лодок считал, что лодками достигнуто полное взаимодействие с разведы вательной авиацией. Достигнуть тактического взаимодействия с бомбар дировочной авиацией не удалось, так как коммуникации противника про ходили вдоль берега и стесняли маневр подводных лодок, что сильно затрудняло координацию действий столь разнородных сил. Боевой опыт показал, что можно организовать взаимодействие с авиацией даже в стесненных условиях, но для этого нужно иметь лодки, обладающие до статочной скоростью хода, которые могут быстро делать переходы, обго няя торговые корабли. Такими являются лодки типа С, но их было недо статочно в бригаде, чтобы действовать систематически и непрерывно. (Арх. 12699, л. 2, 3, 5 об., 10 об.) За третий квартал 1944 г. боевая деятельность авиации противника по количеству самолето-полетов снизилась по сравнению с предыдущим кварталом. Всего было отмечено 574 самолето-полета, которые в основ ном были сделаны для противодействия нашей авиации, наносившей бомбо-штурмовые удары по кораблям и базам противника в Варангер фьорде и на побережье Северной Норвегии. (Арх!. 17139, л. 150.) Действия на внешних морских коммуникациях. По данным радиораз ведки, в 7 ч. 00 м. был отмечен немецкий самолет Хе-111 в разведке погоды в Норвежском море. По тем же данным, в течение суток были 287
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz