Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 7. (1 июля – 31 декабря 1944 г.) / Военно-Морское Министерство Союза ССР, Морской Генеральный Штаб ; сост.: Соколов Д. В., Муратханов К. М., Денисов Н. Н. ; под. ред. Соколова Д. В. – Москва : Военное издательство Военного Министерства Союза ССР, 1950. – 571 с. : карты.

мыса Скальнес. (Арх. 19741, л. 22—27; арх. 12815, л. 1; арх. 17995, л. 375 об.) По данным воздушной и радиоразведки, было обнаружено: в 7 ч. 25 м. в Ярфьорде 3 сторожевых катера; в 9 ч. 55 м. в Гам- вике — сторожевой катер и 3 мотобота; в 10 ч. 13 м. в Хоннингсвоге — тральщик и сторожевой катер; в 10 ч. 35 м. в Хаммерфесте — 2 пло- вучие базы подводных лодок, 3 транспорта, миноносец и 3 сторожевых корабля; в 10 ч. 37 м. в Реппефьорде — транспорт; в 12 ч. 00 м. быстро­ ходная десантная баржа, сторожевой корабль и сторожевой катер, вхо­ дившие в восточную гавань Стуре Эккерей; в 13 ч. 59 м. в Киркенесе — 4 транспорта и 3 сторожевых корабля; в 14 ч. 05 м. в Варде — транс­ порт, 5 сторожевых кораблей и 5 мотоботов; в 14 ч. 18 м. в Конгс- фьорде сторожевой корабль, следовавший курсом 120°; в 14 ч. 20 м. в Берлевоге — неопознанное судно; в 14 ч. 25 м. в Лиинахамари — транс­ порт и неопознанное судно; в 14 ч. 30 м. в Вадсе — 2 транс­ порта; с 15 ч. 17 м. до 18 ч. 35 м. в Варангерфьорде — 2 неопознанных судна и сторожевой корабль противника. (Дело 7121, л. 31.) Подводная лодка «С-56» после проведенной ею накануне успешной атаки вражеского конвоя находилась в течение суток за минным полем противника севернее мыса Нордкин, перезаряжала торпедные аппараты и заряжала батареи. (Арх. 12717, л. 11 об., 12, 22.) Подводная лодка «С-14» не успевала выйти на перехват вражеского конвоя 1 и с 5 ч. 35 м. находилась в подводном положении в южной ча­ сти своей позиции ожидания, всплывая под перископ для приема радио­ телеграмм. (Арх. 14964, л. 1 об., 2, 12, 21.) Подводная лодка «Л-20» производила зарядку севернее Сюльте- фьорда. По расчету командира лодки, неприятельский конвой должен был проходить позицию лодки около 5 ч. 30 м., но лодка не успевала выйти для встречи конвоя. В 9 ч. 58 м. «Л-20» подошла к берегу для поиска кораблей противника, но до конца суток, кроме мотобота, ничего там не обнаружила. (Арх. 12709, л. 1 об., 7 об., 8, 19.) Подводная лодка «С-51» находилась на переходе из базы на пози­ цию к северу от Порсангерфьорда. (Арх. 12710, л. 1.) Командир бригады торпедных катеров получил приказание коман­ дующего флотом атаковать вражеский конвой, обнаруженный доразвед- кой авиации, торпедными катерами во взаимодействии с авиацией и решил нанести удар в 11 ч. 00 м. в районе острова Лилле Эккерей. В 9 ч. 15 м. 9 торпедных катеров двумя группами (первая группа 5 катеров, вторая — 4) под общим командованием капитана 2 ранга В. Н. Алексеева вышли из Пумманки в район острова Лилле Эккерей для нанесения торпедного удара во взаимодействии и под прикрытием авиации по конвою и захвата при этом пленных (рис. 14). После вы­ хода торпедных катеров в Варангерфьорд вылетели с аэродрома Пум­ манки 20 Ил-2 (46-го штурмового авиаполка, из них 2 дымзавесчика), 10 Як-7 и 6 «Аэрокобра» (20-го авиаполка), 6 «Киттихаук» (78-го авиа­ полка) и 16 «Аэрокобра» (2-го гвардейского истребительного авиаполка). В 10 ч. 34 м. торпедные катера обнаружили конвой в составе трех тральщиков, быстроходной десантной баржи и сторожевого корабля2. Командир отряда катеров приказал по радио самолетам-дымзавесчикам поставить дымовую завесу в 20 каб. от конвоя. В 10 ч. 40 м. катера сблизились с конвоем до 20 каб., и противник открыл по ним ожесто­ ченный артиллерийский огонь с кораблей и берега. Наши самолеты-дым- завесчики запаздывали с постановкой дымовой завесы, и командир от- 1 См. «Хронику» за 24 сентября. 2 В действительности количество неприятельских кораблей было большим. 267

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz