Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 7. (1 июля – 31 декабря 1944 г.) / Военно-Морское Министерство Союза ССР, Морской Генеральный Штаб ; сост.: Соколов Д. В., Муратханов К. М., Денисов Н. Н. ; под. ред. Соколова Д. В. – Москва : Военное издательство Военного Министерства Союза ССР, 1950. – 571 с. : карты.
(до Нарьян-Мара), плавъемкости «Белушья» (на буксире тральщика № 53), тральщиков № 37 и 59 и большого охотника № 140. (Арх. 12248, л. 74, 86 об.) Самолет «Каталина» и один МБР-2 (53-го авиаполка) с аэродрома Иоканка несли противолодочную оборону конвоя «БЮ-5» в северной части Белого моря и в южной части Баренцова моря. (Арх. 17995, л. 376.) В 2 ч. 31 м. большой охотник № 210 вышел в море с острова Диксон для противолодочной обороны конвоев «ВД-1» и «БД-7». (Арх. 12248, л. 74.) С 3 ч. 48 м. самолет «Каталина» (44-го авиаполка) с аэродрома Дик сон нес противолодочную оборону конвоя «ВД-1» на подходах к острову Диксон. В 6 ч. 30 м. конвой «ВД-1» прибыл на рейд Диксон. На подходе к рейду тральщик «Т-111» отделился от конвоя и по приказанию коман дира конвоя направился на смену тральщику «Т-120», оставленному накануне в районе гибели сторожевого корабля № 29. «Т-111», ничего там не обнаружив, в 15 ч. 45 м. возвратился на Диксон. В тот же день в порт Диксон прибыл тральщик № 64, отставший от конвоя вследствие плохой видимости и в связи с поиском и атакой вражеской подводной лодки. (Арх. 13727, приложение 3, л. 32; арх. 12248, л. 77, 79 об.) В 6 ч. 45 м. командир Карской военно-морской базы приказал траль щику «Т-120» идти в порт Диксон. Тральщик, получив по радио это при казание около 9 ч. 00 м., направился в базу, идя полным ходом противо лодочным зигзагом. Видимость была хорошая, в море штиль. В 10 ч. 15 м. в ш = 75°15' норд, д == 84°30' ост произошел взрыв в корме тральщика и оторвало часть кормы; корабль потерял ход, радио вышло из строя. До взрыва ни следа торпеды, ни перископа подводной лодки не наблю дали '. «Т-120» получил крен на левый борт 6—7°, но он был быстро устранен выкачкой топлива за борт. Командир тральщика (капитан- лейтенан Д. А. Лысов), полагая, что корабль подорвался на мине, при казал спустить на воду катер и спасательный понтон и направить на них на берег часть команды, в том числе раненых, и все секретные документы. На катер сошли 26 человек, на понтон 20. Через час после взрыва с траль щика заметили перископ неприятельской подводной лодки и обстреляли его артиллерийским огнем. Подводная лодка погрузилась. В 12 ч. 30 м. тральщик «Т-120» был вторично атакован неприятельской лодкой. Тор педа попала в среднюю часть корабля; на поверхности остался нос траль щика, который продержался еще 10—15 минут на плаву. После атаки вражеская подводная лодка всплыла в надводное положение и ушла пол ным ходом в северном направлении. На тральщике «Т-120» погибли 38 человек экипажа (в том числе командир корабля) 2. В 17 ч. 00 м. на катере, спущенном с тральщика «Т-120», подняли паруса и пошли на юг. Старшим был командир БЧ-1 лейтенант В. А. Дементьев3. (Арх. 13727, л. 26, 27, 75, 99, 184; арх. 13542, л. 34 об.; инв. 2209 стр. 36; арх. 23135, л. 114—116.) В 6 ч. 50 м. минный заградитель № 90 и тральщик «Т-116» 4 подошли к кромке льда (в ш = 79°43',8 норд, д = 51°12' ост); тральщик отделился от минного заградителя и направился на меридиан 52°58' ост, где он 1 Тральщик «Т-120» имел неисправную гидроакустику. 2 Гибель тральщика была установлена лишь через несколько суток (1 и 5 октября 1944 г.) после того, как на берег сошла часть спасшегося экипаж а корабля. 3 Командир тральщика «Т-120» на всем протяжении катастрофы вел себя исклю чительно стойко и мужественно; все его приказания были четкими и правильными. Перед отходом катера он передал ту да свою шинель со словами «Дарю на память» и ордена Красного Знамени и Отечественной войны 1 степени. (Арх. 23135, л, 114— 116.) 4 См. «Хронику» за 21 сентября. 265
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz