Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 7. (1 июля – 31 декабря 1944 г.) / Военно-Морское Министерство Союза ССР, Морской Генеральный Штаб ; сост.: Соколов Д. В., Муратханов К. М., Денисов Н. Н. ; под. ред. Соколова Д. В. – Москва : Военное издательство Военного Министерства Союза ССР, 1950. – 571 с. : карты.

■'"Х В 1 ч. 13 м. конвой «ВД-1» в ш == 76°10/ норд, д = 87э45/ ост (в Кар­ ском море к северу от острова Кравкова) был атакован вражеской под- водной лодкой. Торпеда попала в сторожевой корабль № 29 (командир —- старший лейтенант М. В. Махонькое), и он через 2 минуты потонул со всем экипажем. В районе гибели сторожевого корабля, по приказанию командира конвоя, был оставлен тральщик «Т-120» для поиска и уничто­ жения подводной лодки противника остальные корабли конвоя напра­ вились в бухту Михайлова, но из-за тумана следовать туда не могли и легли на ,курс 240° к острову Диксон. —"""13 7 ч. 38 м. тральщик № 64 вблизи конвоя безуспешно атаковал дру­ гую вражескую подводную лодку. В 10 ч. 30 м. в ш = 75°22' норд, д = 85°44' ост была обнаружена подводная лодка в позиционном поло­ жении; при попытке ее преследования она скрылась в снежном заряде курсом ост. В 5 ч. 40 м. над конвоем появился самолет «Каталина» (44-го авиаполка), высланный с аэродрома Диксон для противолодочной обороны. В 7 ч. 50 м. для встречи и эскортирования конвоя с острова Дик ­ сон вышли эскадренные миноносцы «Достойный» и «Жесткий» и в 14 ч. 20 м. присоединились к конвою. (Арх. 13727, л. 15, 23, 75, 184; арх. 13727, приложение 3, л. 31, 32.) В 12 ч. 00 ’М. ледокол «Северный Ветер» находился у островов Комсо- мольской Правды (в море Лаптевых). (Арх. 12248, л. 79 об.) В 13 ч. 45 м. конвой «ПЮ-4» (транспорт «Герцен» и сторожевые ка ­ тера № 425 и 426) прибыл из Нарьян-Мара в Хабарово. (Арх. 12248, л. 72.) Тральщики № 33 и 38 прибыли из Мезени в Кольский залив. (Арх. 12248, л. 70.) Конвой «БД-7» следовал из пролива Югорский Шар в Ошмарино. (Арх. 13727, приложение 3, л. 27, 45.) Конвой «БД-8», шедший из Молотовска в Ошмарин, находился в юго- восточной части Баренцова моря. (Арх. 12248, л. 66.) Минный заградитель № 90 и тральщик «Т-116» продолжали переход с острова Диксон в бухту Тихая. (Арх. 13727, л. 82.) Конвой «ЮБ-2» находился на переходе из Иоканки в Архангельск. Тральщики № 37 и 39 отделились от конвоя и начали траление фарватера от маяка Терско-Орловский до Иоканки. (Арх. 12248, л. 70 об., 74.) Самолет «Каталина», два МБР-2 (20-й авиаэскадрильи) и один «Ката­ лина» (53-го авиаполка) с аэродрома Лахта, два «Киттихаук» (53-го авиаполка) с аэродрома Поной и один «Каталина» и три МБР-2 (53-го авиаполка) с аэродрома Иоканка поодиночке в разное время вели раз­ ведку вражеских подводных лодок и мин в Двинском заливе, в Горле и северной части Белого моря и юго-восточной части Баренцова моря; про­ тивника они не обнаружили. (Арх. 17995, л. 372.) Тральщик «Т-113» тралил в проливе Югорский Шар, тральщик «Т-101» — в Горле Белого моря; катера-тральщики № 437 и 439 — Севево-Д винский и Молотовский рейды. (Арх. 12671, л. 5 об., 22; арх. 12248, л. 70 об., 72.) 1 Вначале из состава эскорта были оставлены тральщик «Т-120» и сторожевой корабль № 28, причем один из этих кораблей («Т-120») имел неисправную акустическую аппаратуру. Об этом командир конвоя знал, но тем не менее послал «глухой корабль» на поиск подводной лодки; кроме того, он отозвал сторожевой корабль № 28, направив его в другой район, где была также обнаружена вражеская подводная лодка. (Арх. 13569, л. 30 об.) 262

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz