Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 6. (1 января – 30 июня 1944 г.) / Министерство Вооруженных Сил Союза ССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост.: Соколов Д. В., Муратханов К. М., Денисов Н. Н. ; под. ред. Соколова Д. В. – Москва : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР, 1949. – 518 с. : карты.

нами по четыре самолета) были замечены два ФВ-190, четыре Ме-109, один ФВ-189 и один Ю-88. С 13 ч. 23 м. до 13 ч. 25 м. три зенитные батареи 190-го зенитного артиллерийского полка безуспешно выпустили 44 снаряда по четырем Ме-109. В течение дня шесть Як-9 (20-го авиаполка) прикры­ вали Главную базу, но противника не встретили. Один Як-9 вследствие порчи мотора упал в районе Ваенги и разбился, летчик погиб. (Дело ШТ 6135, л. 46, 47; дело 17995, л. 31.) В 13 ч. 25 м. катер МО № 114, обеспечивавший боевую подготовку подводных лодок на Кильдинском плесе, обнаружил четыре Ме-109, л е ­ тевших курсом вест. Два из них в 13 ч. 29 м. пикировали на катер и обстреляли его пушечно-пулеметным огнем; на катере было 14 пулевых пробоин; потерь в личном составе не было. Катер вел огонь по самоле­ там из ДШК- (Дело 11026, л. 25; дело 19261, л. 141.) Батарея № 1042 (104-го пушечного артиллерийского полка) своим огнем рассеяла группу немецких солдат, производивших оборонитель­ ные работы. (Дело 16028, л. 42.) В составе Цып-Наволокского участка Службы наблюдения и связи была сформирована теплопеленгаторная станция № 051 с дислокацией на Маативуоно. (Инв. 2142, л. 55.) Приказом командующего флотом были зачислены навечно: член ВКП(б) капитан В. С. Дорошин — в список 78-го авиаполка и член ВКП(б) гвардии капитан И. Я- Гарбуз — в списки 9-го гвардейского минно-торпедного авиаполка '. (Инв. 2142, л. 28, 34.) Действия в районе Беломорской военной флотилии и на внутрен­ них коммуникациях в Баренцовом море. В 0 ч. 50 м. в Кольский залив прибыл из Белого моря конвой «БК -3 » 2. (Дело ШТ 6135, л. 35.) В 1 ч. 25 м. тральщик № 53 вышел из Поноя в Молотовск с комис­ сией штаба Беломорской флотилии. (Дело 8879, л. 63 об.) В 2 ч. 58 м. тральщик № 62 вышел из Иоканки на траление фарва ­ тера от мыса Святой Нос до острова Сосновец и обратно до Поноя. (Дело ШТ 6187, л. 55.) В 5 ч. 09 м. катера МО № 132, 133 и 136, выходившие для противо­ лодочного обеспечения конвоя «БК-3», возвратились в Кольский залив. (Дело 8879, л. 63.) В 6 ч. 35 м. тральщик № 61 вышел из Иоканки для траления при­ брежных фарватеров до мыса Черный. (Дело ШТ 6187, л. 57 об.) В 12 ч. 22 м. наблюдательный пост Савиха обнаружил немецкий с а ­ молет Ю-88, летевший курсом норд-вест. (Дело ШТ 6187, л. 59.) Один Пе-3 (95-го авиаполка) с аэродрома Поной с 11 ч. 08 м. до 13 ч. 17 м. вел разведку в северной части и в Горле Белого моря, но противника не обнаружил, а в 11 ч. 35 м. нашел экипаж самолета Як-6, сделавшего вынужденную посадку в районе губы Качковской, и сбросил ему продукты. Туда была направлена поисковая группа, нахо­ дившаяся в 8 км от этого места. (Дело 8879, л. 64 об.) В 22 ч. 05 м. транспорт «Рошаль» вышел из Кольского залива в Иоканку с заходом в попутные становища. (Дело 8879, л. 65.) 1 Капитан В. С. Дорошин во время Великой Отечественной войны сделал свыше 300 боевых вылетов и провел 30 воздушных боев, в которых лично уничтожил 8 враже­ ских самолетов. 23 июня 1943 г. он погиб при выполнении боевого задания. Гвардии капитан И. Я. Гарбуз бомбил танковые колонны противника под Двинском и Псковом, наносил бомбовые удары по Петсамо, Киркенесу, Варде, Банаку, первый на Северном флоте применил торпеды с самолета, потопив ими два вражеских транспорта и геройски погиб 18 ноября 1942 г. при выполнении боевого задания. 2 См. «Хронику» за 26 января.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz