Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 6. (1 января – 30 июня 1944 г.) / Министерство Вооруженных Сил Союза ССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост.: Соколов Д. В., Муратханов К. М., Денисов Н. Н. ; под. ред. Соколова Д. В. – Москва : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР, 1949. – 518 с. : карты.
из Дольского залива в Белое море. До Териберки конвой сопровождали четыре катера МО. (Дело 17543, л. 154.) Четвертый эшелон 81-го отдельного зенитного артиллерийского ди визиона вышел по железной дороге из Молотовска з Мурманск. (Дело 10700, л. 36.) Подводная лодка «С-17» в доке прибыла в селение Топорня1. Сторожевой корабль № 18 (ледорез «Литке») был передан вла дельцу — Народному Комиссариату морского флота и исключен из со става Беломорской военной флотилии. (Дело 12149, л. 34.) 16 МАЯ. Действия на коммуникациях противника и против его баз. В течение суток десять «Киттихаук», один «Бостон» и один «Спитфайр» (118-го разведывательного авиаполка) летали на разведку кораблей противника и в 17 ч. 40 м. в район© мыса Маккаур обнаружили не приятельский конвой (транспорт, 3 сторожевых корабля, 2 сторожевых катера и тральщик); над конвоем патрулировали два Ме-109 и один Me-110. За кораблями противника было установлено непрерывное воздушное наблюдение (рис. 30). Командующий Военно-воздушными силами принял решение разгро мить этот конвой на переходе Персфьорд — Киркенес. В 19 ч. 10 м. четыре «Бостон» (9-го гвардейского минно-торпедного авиаполка, ведущий — гвардии капитан Гусев) под прикрытием 10 «Аэрокобра» (255-го истребительного авиаполка) и шести «Киттихаук» (27-го истребительного авиаполка) вылетели с аэродрома Ваенга-1 и 2 и в 19 ч. 45 м. в районе Персфьорда атаковали неприятельский конвой. С высоты 30 м и дистанции 2000 \Н было сброшено 2 торпеды 45-36-АН; попаданий в корабли противника не было; два самолета торпед по цели не сбросили из-за неподготовленности торпед на аэродроме перед вы летом. Над конвоем наши самолеты были обстреляны сильным огнем зенитной артиллерии, один «Бостон» был подбит и произвел вынужден ную посадку на воду в районе мыса Цып-Наволок; самолет потонул, экипаж был спасен. При отходе от цели наши истребители вели без успешно воздушный бой с двумя Ме-109. В 20 ч. 06 м. с аэродрома Пумманки вылетела вторая группа само летов — четыре Ил-2 (46-го штурмового авиаполка, ведущий — лейте нант Калмыков), четыре «Киттихаук» (78-го истребительного авиаполка) и четыре Як-9 (20-го истребительного авиаполка) и в 20 ч. 32 м. в рай оне Варде с пикирования атаковала конвой, сбросив на него 16 ФАБ-100; прямых попаданий бомб в корабли не было. В районе цели шесть немец ких самолетов Ме-109 пытались атаковать наши штурмовики, но были отогнаны нашими истребителями прикрытия, причем один Ме-109 был сбит. В 21 ч. 01 м. находившийся над целью наш самолет-разведчик сооб щил, что конвой подходил к мысу Кибергнес. Вылетевшая с аэродрома Ваенга-2 третья группа самолетов — шесть «Киттихаук» (78-го истре бительного авиаполка, ведущий — старший лейтенант Батраков) — в 22 ч. 37 м. топмачтовым методом атаковала конвой в районе мыса Крамвик и потопила сторожевой корабль в 600 т. В этом бою героически погиб парторг эскадрильи 78-го истребительного авиаполка лейтенант Антонов. Перед вылетом в море лейтенант Антонов заявил коммунистам своего звена: «Я, как парторг и командир звена, заверяю коммунистов, что приказ № 70 товарища Сталина мы выполним с честью!» Свое обе щание коммунист Антонов выполнил; он смело шел на штурмовой удар ^ См. «Хронику» за 10 мая. 3 3 5
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz