Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 6. (1 января – 30 июня 1944 г.) / Министерство Вооруженных Сил Союза ССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост.: Соколов Д. В., Муратханов К. М., Денисов Н. Н. ; под. ред. Соколова Д. В. – Москва : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР, 1949. – 518 с. : карты.

Иоканку. Одновременно с этим конвоем пришел тральщик «Т-119». (Дело 10700, л. 14.) Д в а Пе-3 (95-го авиаполка) с аэродрома Поной летали в район Чешской губы на поиск транспорта «Свияга» 1 и обнаружили его затер­ тым во льдах в точке ш = 67°23' норд, д = 47°15' ост. (Дело ШТ 6219, л. 17.) Сторожевой корабль № 18 (ледорез «Литке») и буксирный пароход «Пурга» перевозили личный состав учебного отряда Северного флота из Кеми на Соловецкие острова. В районе Соловецких островов был обнаружен один немецкий самолет Ю-88, летавший на разведку. Четыре ЛАГГ-3 с аэродрома Беломорск и два ЛАГГ-3 с аэродрома Лоухи (самолеты 7-й воздушной армии) летали на перехват этого Ю-88, но, не обнаружив противника, возвратились на свои аэродромы. (Дело ШТ 6219, л. 8.) По донесению штаба Новоземельской военно-морской базы, ледо ­ вая обстановка была: губа Литке — мелкобитый лед 4 балла; мыс Стол­ бовой — шуга 2 балла; мыс Выходной — ровный лед 8 баллов; мыс Желания — припай до 10 каб., крупно-битый сплоченный лед 9 баллов; мыс Костин Нос — в море мелкобитый лед 1 балл, в проливе — сплош­ ной лед. (Дело ШТ 6219, л. 16.) 8 МАЯ. Действия на коммуникациях противника и против его баз. Торпедные катера № 209 и 217, вышедшие из Пумманки в Варангер- фьсрд под командованием старшего лейтенанта А. И. Кисова, в 1 ч. 43 м. в 5 милях южнее мыса Кибергнес атаковали четырьмя торпедами два неприятельских сторожевых корабля, шедших курсом на север. Эки­ пажи катеров наблюдали взрыв и потопление одного сторожевого корабля; второй корабль также взорвался и загорелся, но оставался на плаву и вел артиллерийский огонь по нашим катерам. Прямыми попада­ ниями трех вражеских 100-лш снарядов был потоплен торпедный катер >'ь 217. Экипаж его, кроме двух краснофлотцев, погибших при пере­ садке, был снят торпедным катером № 209. При возвращении в Пум ­ манки катер № 209 был атакован двумя ФВ-190, которые сбросили на него 6 фугасных бомб и обстреляли пушечно-пулеметным огнем. На отражение истребителей противника летали два Як-9 (20-го истреби­ тельного авиаполка). Торпедный катер, имея значительные повреждения, прибыл в Пумманки. (Дело ШТ 6155, л. 46, 46 об.) В этом бою личный состав торпедного катера № 209 (под командо­ ванием старшего лейтенанта Кисова) проявил исключительное мужество. Несмотря на то, что этот катер был сильно поврежден, все же он смело бросился спасать гибнувший катер № 217 (командир старший лейте­ нант И. М. Желваков). Во время боя с вражескими кораблями на катере № 209 загорелись ящики с боезапасом. Матрос Простов без приказания командира бросился в ахтерпик и быстро ликвидировал возникший там пожар. Старшина 2 статьи Кузьменко был сильно кон­ тужен немецким снарядом, разорвавшимся у турели, но не ушел с бое* вого поста, а, напрягая последние силы, продолжал отражать огнем атаки немецких самолетов и один из них сбил. Юнга Ковалев был тяжело ранен, но, увидев, что в пробоину, сделанную снарядом против­ ника, стала быстро поступать вода и затоплять моторный отсек, он подполз к пробоине и закрыл ее своим телом. (Дело 23130, л. 70.) Четыре самолета «Киттихаук» (27-го истребительного авиаполка) и четыре «Аэрокобра» (2-го гвардейского авиаполка) летали на штурмо­ 1 См. «Хронику» за 22 апреля. 315

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz