Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 6. (1 января – 30 июня 1944 г.) / Министерство Вооруженных Сил Союза ССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост.: Соколов Д. В., Муратханов К. М., Денисов Н. Н. ; под. ред. Соколова Д. В. – Москва : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР, 1949. – 518 с. : карты.

В районе между параллелями 72°17' и 73°20' норд и меридианами t3°00' и 23°40' ост радиоразведкой было обнаружено до 10 немецких подводных лодок, из которых четыре непрерывно преследовали конвой RA-59. В 3 ч. 47 м. самолет с авианосца «Фенсер» обнаружил лодку в 16 милях з а кормой конвоя и атаковал ее глубинными бомбами. Во время атаки лодка вела огонь по самолету из автоматической пушки. Предположительно, немецкая лодка была потоплена, так как после погружения ее на поверхность воды стало выделяться масло и всплывали различные деревянные обломки. Часом позже другой самолет в 20 милях в стороне от конвоя об ­ наружил вторую подводную лодку, которая такж е вела артиллерийский огонь по самолету. В 10 ч. 27 м. один эскортный корабль был атакован акустической торпедой; торпеда взорвалась вблизи корабля, не причи­ нив ему повреждений. В 17 ч. 12 м. была обнаружена еще одна под ­ водная лодка в надводном положении в 12 милях справа по корме конвоя. При приближении к ней двух кораблей эскорта лодка ушла под воду. На месте погружения лодки эти корабли были атакованы акустической торпедой. (Инв. 2174, стр. 68.) В 8 ч. 50 м. два немецких самолета Хе-111 и в 12 ч. 48 м. два Ю-88 были обнаружены в Норвежском море; предположительно, само­ леты вели разведку погоды по кѵрсу движения конвоя RA-59. (Дело 19775, л. 269.) С нашим личным составом, следовавшим на транспортах конвоя RA-59 в Англию, проводилась на переходе большая воспитательная партийно-политическая работа и сколачивание экипажей в боевой кол­ лектив. Проводились беседы, политинформации, читки книг, газет и журналов. На большинстве транспортов принимались по радио сводки Совинформбюро. Были вывешены географические карты СССР, на ко­ торых наносилась обстановка на фронтах Великой Отечественной войны. Выпускались «боевые листки», проводились шахматные тур ­ ниры, работали библиотеки, организовывалась самодеятельность. По ­ литико-моральное состояние личного состава на переходе было креп­ кое и здоровое. Потопление, (накануне) транспорта не вызвало расте­ рянности у нашего личного состава, находившегося на других тран ­ спортах, изменилось лишь отношение к спасательным поясам, которыми до этого случая пренебрегали. На большинстве американских транспортов к нашим бойцам и офицерам относились дружелюбно. Капитан транспорта, на котором шел личный состав эскадренного миноносца «Доблестный», заявил: «О пребывании вас, русских моряков, у нас на корабле мы сохраним на долгое время самые лучшие воспоминания. Русские моряки, — я сейчас убедился, — являются самыми культурными и тактичными мо­ ряками, и нашим морякам нужно во многом учиться у русских». О д ­ нако на некоторых транспортах встречались люди, настроенные к нам недоброжелательно и д аж е открыто враждебно. Этот профашистский элемент пытался создать все возможные поводы для компрометиро­ вания наших бойцов, старшин и офицеров. Наш личный состав, не­ смотря на отдельные провокационные выпады, не запятнал своей воин­ ской чести и достоинства советского гражданина, не поддался ни на одну провокацию и умело отвечал на выпады враждебных элементов. (Дело 23129, л. 8— 12; дело 23131, л. 191.) Оборона Главной базы флота. Артиллерия противника методически обстреливала наше боевое охранение и передний край обороны, вы­ пустив за сутки 196 снарядов. (Дело 16031, л. 122.) 2 0 — Зак. 2410 305

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz