Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 6. (1 января – 30 июня 1944 г.) / Министерство Вооруженных Сил Союза ССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост.: Соколов Д. В., Муратханов К. М., Денисов Н. Н. ; под. ред. Соколова Д. В. – Москва : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР, 1949. – 518 с. : карты.
14 МАРТА. Действия на коммуникациях противника и против его баз. В течение дня два самолета «Киттихаук», два Пе-3, два «Бостон» и один «Спитфайр» (118-г о авиаполка, аэродром Ваенга-1) вели разведку неприятельских коммуникаций и портов в Варангерфьорде и вдоль побе режья Северной Норвегии. Один Пе-3 из-за плохой погоды возвратился, не выполнив задания. (Дело 17995, л. 87.) Воздушная разведка обнаружила: в 8 ч. 46 м. в Брейсунде — конвой (4 транспорта и 15 кораблей охранения и два самолета Ме-109), шед ший на восток (этот же конвой наблюдался в 18 ч. 00 м. в районе мыса Сверхольтклубб); в 14 ч. 54 м. в ш = 71°10' норд, д = 26°22' ост — конвой (транспорт, 2 сторожевых корабля и сторожевой катер), шедший курсом 290°; в 14 ч. 00 м. в порту В а р д е— 15 мотоботов; в 15 ч. 35 м. в порту Вадсе — 30 мотоботов. Данные о движении конвоев переда вались нашим подводным лодкам, находившимся на позициях Радиоразведка с 12 ч. 15 м. до 19 ч. 44 м. отметила: в полетах вдоль побережья Северной Норвегии — два немецких самолета Ю-88; в разведке погоды в Баренцовом море — один Ю-88; в полетах в районе Тромсе — один БФ-138 и один До-24; в Норвежском море — два неопознанных самолета. За сутки в одиночном плавании у берегов Норвегии были отмечены 3 сторожевых корабля и 4 тральщика. (Дело ШТ 6144, л. 99.) Три самолета «Бостон» и один Ил-4 (9-го гвардейского минно- торпедного авиаполка) с аэродрома Ваенга-1 производили крейсерские полеты на коммуникациях противника вдоль побережья Северной Нор вегии. Летчик гвардии младший лейтенант Гарбуз обнаружил в ш = 71°02/ норд, д = 24°24' ост неприятельский транспорт в 6000 г в охранении двух сторожевых кораблей, шедший курсом 70°, 5—6-узло- вым ходом, и в 8 ч. 46 м. сбросил на него с высоты 30 м , с дистанции 1200 м одну торпеду. Торпеда попала в цель, транспорт загорелся и считался поврежденным. Другой «Бостон» (летчик — гвардии лейтенант Францев) в 14 ч 56 м. в ш = 71°10/ норд, д = 26°22' ост сбросил с высоты 30 м, с дистанции 400 м торпеду по транспорту в 1500 г, шедшему в охранении двух сто рожевых кораблей, курсом норд-вест, 4-узловым ходом; взрыва торпеды экипаж не наблюдал. Самолет был обстрелян и поврежден огнем кора бельной зенитной артиллерии противника. В 2 и западнее конвоя гвардии лейтенант Францев пушечно-пулеметным огнем потопил неприя тельский мотобот. Третий «Бостон» (летчик — гвардии капитан Гусев) в районе мыса Сверхольтклубб обнаружил конвой (4 транспорта, миноносец, 2 траль щика и 6 сторожевых кораблей) и в 18 ч. 00 м., с высоты 30 м, с ди станции 1200— 1500 м сбросил одну торпеду по транспорту в 7000 т (рис. 11); транспорт был потоплен. Самолет Ил-4 вражеских кораблей не обнаружил. Все наши самолеты возвратились на аэродром. (Дело 12273, л. 65; дело 17995, л. 87; дело 17882, л. 138 об., 139.) Подводная лодка «М-105» в течение дня вела поиск вражеских кораблей у берегов и в 16 ч. 16 м. обнаружила транспорт, стоявший на якоре у маяка Маккаур. Командир лодки считал, что немцы выставили у берега порожний старый транспорт, и поэтому решил не атаковывать его до следующего дня. В течение дня лодка слышала шум винтов сторожевого корабля и мотобота, несших дозорную службу. В 21 ч. 01 м. 1 Подводная лодка «С-Ш2» получила эту радиограмму в 23 ч. 30 м.; подводная лодка «М-105» сообщения не получала. 199
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz