Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 6. (1 января – 30 июня 1944 г.) / Министерство Вооруженных Сил Союза ССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост.: Соколов Д. В., Муратханов К. М., Денисов Н. Н. ; под. ред. Соколова Д. В. – Москва : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР, 1949. – 518 с. : карты.
Один «Спитфайр» (английский) днем летал с аэродрома Ваенга-1 на разведку вражеских кораблей в Альтенфьорде. (Дело 19739, л. 82 об., 83; дело ШТ 6144, л. 60.) Воздушная разведка обнаружила: с 9 ч. 00 м. до 14 ч. 50 м. немец кий самолет 10-88 в разведке погоды в Баренцовом море; в 9 ч. 15 м. в районе Квалейсунд — 2 транспорта, шедших курсом 60°; в 11 ч. 42 м. в районе Киркенеса (южнее острова Рейней) — 4 транспорта на рейде; в 11 ч. 45 м. в районе мыса Кибергнес •— вражеский конвой в составе двух транспортов и 17 кораблей охранения, шедший на север (в 15 ч. 07 м. конвой был уж е в районе Сюльтефьорда; эти данные были переданы нашим подводным лодкам, находившимся в море ') ; в12ч. 30 м. в заливе Кофьорд — линейный корабль «Тирпитц» и 2 больших суда (одно из них — в восточной части Кофьорда); в 17 ч. 01 м. в Хаммер- фесте — 4 транспорта, 2 эскадренных миноносца и 5 кораблей охранения; в 17 ч. 40 м. в районе Вадсе — до 20 мотоботов; в 17 ч. 50 м. в районе острова Варде — до 15 мотоботов. (Дело ШТ 6144, л. 62.) Командующий Военно-воздушными силами флота решил нанести удар по конвою, обнаруженному в 15 ч. 00 м. в районе Сюльтефьорда, штурмовиками Ил-2 с аэродрома Пумманки и торпедоносцами с аэродрома Ваенга-1 (рис. 10). В 14 ч. 27 м. группа истребителей (шесть Як-9) вылетела в раііон Сарангерфьорда для «отсечки» истре бителей противника, в случае выхода их на перехват наших штурмови ков. В 14 ч. 40 м. с аэродрома Пумманки вылетели четыре И л - 2 2 (46-го штурмового авиаполка) под прикрытием четырех Як-1 (20-го авиа полка, ведущий — капитан Синицын). В 15 ч. 14 м. штурмовики с пикирования сбросили на конвой 12 ФАБ-100, 8 PC 82-мм и 6 РОСФ 132-мм; при этом капитан Синицын прямым попаданием 2 ФАБ-100 повредил тральщик в 400—500 т (на следующий день тральщик был обнаружен выброшенным на берег у мыса Маккаур ), а младший лей тенант Суровов поджег транспорт в 5000—6000 т. В момент удара над конвоем патрулировали два вражеских самолета БФ-138; они пытались атаковать наши штурмовики, но безуспешно, — один из них был сбит младшим лейтенантом Васильевым. При отходе от цели штурмовики были атакованы 12 истребителями Ме-109 в районе Вайтолахти. В воздушном бою стрелок самолета Гусев, лейтенанты Кужанов, Белозеров и Лапин сбили по одному Ме-109. Из наших самолетов два Ил-2 и один Як-1 были повреждены; кроме того, один Як-1 произвел вынужденную посадку в районе Вайтолахти (на полуострове Рыбачий) и разбился; летчик лейтенант Лапин остался невредим. В 14 ч. 06 м. шесть самолетов «Бостон» (9-го гвардейского минно торпедного авиаполка) под прикрытием шести «Аэрокобра» (255-го авиа полка) и 12 «Киттихаук» (27-го авиаполка) вылетели для повтор ного удара по тому же конвою. Одновременно с ними один «Спитфаир» вылетел для фиксирования результатов удара. Однако по< ошибке ведущего — гвардии капитана Гусева и его штурмана — гвардии капитана Скнарева самолеты вышли не в район Сюльтефьорда, а к мысу Кибергнес. Отсюда они направились к Сюльтефьорду, но в районе Варде истребители передали, что у них на исходе горючее и что они дальше сопровождать торпедноносцев не могут. Из района Персфьорда истребители вернулись. Оставшись без прикрытия, гвардии капитан 1 Подводн;:я лодка «С-102» получила первое сообщение о движении конвоя а 13 ч. 10 м. и второе — в 3 ч. 40 м. 14 марта; подводная лодка «М-105» получила его вечером 13 марта. (Дело 14962, л. 12; дело 11049, л. 1, дело ШГ 6144, л. 46, 58.) 2 Один из них вследствие неисправности мотора возвратился. (Дело ШТ 6202, л. 27; дело 19739. л. 83). 13* 195
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz