Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 6. (1 января – 30 июня 1944 г.) / Министерство Вооруженных Сил Союза ССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост.: Соколов Д. В., Муратханов К. М., Денисов Н. Н. ; под. ред. Соколова Д. В. – Москва : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР, 1949. – 518 с. : карты.

в транспорт (6000 т); на транспорте возник п о ж а р 1. Самолеты были встречены сильным огнем зенитной артиллерии и атакованы 11 немец­ кими истребителями Ме-109. Четыре Ил-2 были повреждены артилле­ рийским огнем с кораблей кон в о я2. Атака вражеских самолетов была отбита нашими истребителями прикрытия; при этом старший лейтенант Бойченко-, капитан Куренок и лейтенант Щербак сбили по одному Ме-109. В 15 ч. 20 м. два торпедоносца «Бостон» (9-го гвардейского минно- торпедного авиаполка, аэродром Ваенга-1) под прикрытием шести «Аэрошбра» (255-го авиаполка, ведущий в группе — гвардии капитан Марков) нанесли’ повторный удар по неприятельскому конвою, но вследствие того что торпеды были сброшены с дистанции 2600—2900 м, попаданий в корабли не было. Наши истребители прикрытия вели воздушный бой с четырьмя Ме-109 и двумя ФВ-190; при этом капитан Адіонкин сбил один Ме-109; с нашей стороны потерь не было. (Дело "9943, л. 4, 5 об.; дело 12273, л. 23, 62; дело 17882, л. 134; дело 17995, л. 75, 76.) В период нанесения торпедо-штурмового удара по вражескому конвою шесть самолетов «Киттихаук» (27-го авиаполка) летали в район аэродрома Свартнес для демонстративных действий и четыре Як-1 — для блокирования аэродрома Луостари. Встреч с самолетами противника не было. После ухода наших самолетов с 16 ч. 30 м. до 18 ч. 10 м. четыре Ме-109 попарно барражировали над аэродромом Луостари. (Дело ШТ 6162, л. 111; дело 19739, л. 68 об., 69.) Д ва самолета Ил-4 и один «Бостон» (9-го гвардейского минно­ торпедного авиаполка) в течение дня летали на «свободную охоту» вдоль побережья Северной Норвегии, но противника не обнаружили и возвратились на аэродром с торпедами. (Дело 17995, л. 75 об.) В 18 ч. 30 м. торпедные катера № 217 и 218 вышли из губы Д о л ­ гая в Варангерфьорд на поиск кораблей противника. (Дело 9838, л. 11.) Из Главной базы вышли в море подводные лодки: в 18 ч. 45 м. «М-104» — на позицию в район Сюльтефьорда; в 21 ч. 00 м. «С-54» — на позицию в район Конгсфьорда. Срок пребывания в море для первой лодки был установлен 8 суток, для второй — 15. Лодки получили у к а з а ­ ние вести поиск вражеских кораблей в темное и в светлое время суто ­ га 2—4 милях от берега противника и объектом для атаки выбирать транспорты. Им разрешалось также атаковывать подводные лодки про­ тивника, но только в границах своих позиций и в случае уверенности, что это лодки действительно неприятельские; во всех прочих случаях производить атаки подводных лодок запрещалось. (Дело БПЛ СФ № 84, 1944 г., л. 33—35, 50—52; дело ШТ 6142, л. 112 об.; дело 9838, л. 11.) С 19 ч. 45 м. до 21 ч. 40 м. 18 самолетов Ил-4 (36-й авиадивизии) наносили бомбовые удары по аэродрому Луостари и порту Лиинахамари. Шесть самолетов Ил-4 бомбардировали Луостари из-за облаков, ориен­ тируясь по вспышкам зенитной артиллерии противника; остальные само­ леты сбросили бомбы на Лиинахамари, где произошел пожар и взрыв. По обоим объектам было сброшено 12 ФАБ-250, 146 ФАБ-100, 1 С 14 ч. 25 м. до 16 ч. 06 м. в воздухе находился наш самолет «Спитфайр», кото­ рый произвел аэрофотосъемки конвоя. Пожар на транспорте впоследствии, видимо, был локализирован противником, так как специально летавший на разведку (с 16 ч. 30 м. до 18 ч. 03 м.) «Киттихаук» (118-го авиаполка) установил, что конвой входил в Бек­ фьорд в полном составе. (Дело 9943, л. 1. 5, 5 об.; дело 19739, л. 68, об., 69, 71 об., 72.) 2 Самолет Ил-2, подбитый прямым попаданием снаряда, сел на аэродром Пум­ манки. Остальные самолеты возвратились на свои аэродромы. (Дело ШТ 6199, л. 47; дело 19739, л. 68 об. 69) 166

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz