Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 6. (1 января – 30 июня 1944 г.) / Министерство Вооруженных Сил Союза ССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост.: Соколов Д. В., Муратханов К. М., Денисов Н. Н. ; под. ред. Соколова Д. В. – Москва : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР, 1949. – 518 с. : карты.
лейтенант Францев и гвардии капитан Шибанов потопили транспорт в 8000 т. При подходе наших самолетов к цели снаряд зенитной артилле рии попал в правый мотор самолета гвардии капитана Г. Ф. Шибанова. Самолет загорелся, ко коммунист Шибанов с боевого курса не свер нул; он смело шел на сближение с противником, воодушевляя этим своих ведомых. Сблизившись на дистанцию 600 м, Шибанов сбросил свою торпеду по транспорту. Последовал оглушительный взрыв, и не приятельский транспорт быстро погрузился в воду. После этого горя щий самолет Шибанова пролетел еще несколько минут и упал в море в 3 км восточнее конвоя. Экипаж самолета — гвардии капитан Ши банов, гвардии младший лейтенант Марьяновский и гвардии старший сержант Красненко — погиб. В районе цели наши самолеты были ата кованы шестью немецкими самолетами Ме-109. Наша группа прикры тия вступила с ними в бой, в результате которого капитан Рассадкин и младший лейтенант Смирнов сбили по одному Ме-109. Наши потери — один «Аэрокобра», который упал в море, неподалеку от конвоя, летчик младший лейтенант Герасименко погиб. (Дело ШТ 6199, л. 1, 2; дело 17995, л. 71, 72; дело 19739, л. 62—65; дело 23143 л. 182.) С 14 ч. 05 м. до 21 ч. 21 м. два самолета «Бостон» (9-го гвардей ского минно-торпедного авиаполка) летали с аэродрома Ваенга-1 на «свободную охоту» вдоль побережья Северной Норвегии. Один из них в 15 ч. 55 м. в районе Танафьорда обнаружил и обстрелял из пулеме тов 2 тральщика, а при отходе от них — мотобот противника. Самолет возвратился от Гамвика с торпедой. Другой самолет (летчик — гвар дии капитан Гусев) в 18 ч. 55 м. атаковал в районе острова Квалей (ш = 70°47' норд, д = 23°53' ост) с дистанции 900 м, с высоты 30 м одной торпедой 45-36-АН неприятельский транспорт в 5000 г, шедший в охранении двух сторожевых кораблей 6—8-узловым ходом, курсом 245°. Летчики наблюдали взрыв торпеды, после чего цель заволокло белым дымом. Повторному наблюдению помешал самолет противника, который летел наперерез курса нашего самолета. Транспорт считался поврежденным. (Дело 19739, л. 64 об., 65; дело 9838, л. 7.) В 14 ч. 46 м. наш самолет «Спитфайр» вылетал на фоторазведку аэродромов Хебуктен и Киркенес, но из-за неисправности материаль ной части вскоре возвратился. (Дело 19739, л. 64 об. 65.) С 15 ч. 30 м. до 18 ч. 37 м. самолет Пе-3 (118-го авиаполка, аэро дром Ваенга-1) летал на разведку кораблей противника вдоль побе режья Северной Норвегии и в 17 ч. 20 м. обнаружил: в порту Хаммер фест (у причала) — 3 транспорта, пловучую базу подводных лодок (с одной подводной лодкой у борта), миноносец и 3 сторожевых к а тера; южнее Хаммерфеста — транспорт, 2 тральщика и 3 сторожевых катера, шедшие 6—7-узловым ходом, курсом 190°. (Дело 19739, л. 65 об., 66.) В 19 ч. 00 м. подводная лодка «С-102» вышла из Главной базы на позіицию в район Порсангерфьорд — мыс Нордкап сроком на 15 суток для поиска кораблей противника. Лодка получила указания вести поиск днем и ночью на выходах из Магерейсунда и Порсаигерфьорда и з а рядку производить в районе поиска. При наличии данных о движении конвоев противника (севернее мыса Нордкин) лодка должна была вы ходить на перехват их с последующим возвращением к выходам из проливов. (Дело БПЛ СФ № 84, 1944 г., л. 30, 31 об., дело 14962, л. 1, 6.) От подводной лодки «М-108» никаких донесений не поступало. (Дело ШТ 6143, л. 74.) 158
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz