Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 6. (1 января – 30 июня 1944 г.) / Министерство Вооруженных Сил Союза ССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост.: Соколов Д. В., Муратханов К. М., Денисов Н. Н. ; под. ред. Соколова Д. В. – Москва : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР, 1949. – 518 с. : карты.
        
 Действия на внешних морских коммуникациях. Конвой JW-57 про должал переход из Лох-Ю (Шотландия) в СССР и в 16 ч. 00 м. нахо дился в точке: ш — 72°39' норд, д — 18с04' ост к югу от острова Мед  вежий). (Дело 10149, л. 11 об., 12; дело ШТ 6141, л. 39.) По данным разведывательного отдела штаба флота, немецкая ра з  ведывательная авиация 26 февраля обнаружила англо-американский конвой в море. После этого неприятельские подводные лодки начали движение в северо-восточном и восточном направлениях для занятия новых позиций. Однако, находясь далеко позади конвоя, лодки не могли занять благоприятных позиций: конвой шел со скоростью 9,5 у з  ла и был значительно впереди лодок. Действия немецких подводных лодок в этой операции были характерны тем, что отсутствовала какая- либо правильная их завеса, что наиболее вероятно объяснялось нали чием у англичан специального отряда кораблей-истребителей подводных лодок, не связанного ордером в конвое. Действия этого отряда дез организовали планомерную деятельность немецких лодок и дезориенти ровали их относительно действительного места конвоя. Из баз Северной Норвегии 26 февраля дополнительно вышли в море две подводные лодки противника. (Инв. 1434, стр. 5.) По тем же данным, в 13 ч. 30 м. англо-американский конвой был обнаружен немецким самолетом Хе -115 в северо-восточной части Нор вежского моря, после чего авиация противника стала вести за ним не прерывное наблюдение в дневное и ночное время. Д ля взаимодействия авиации с подводными лодками была выделена специальная радио волна, применяемая для наведения подводных лодок на конвой. (Инв. 1434, стр. 6.) По данным радиоразведки, с 11 ч. 15 м. до 20 ч. 38 м. два немец ких самолета Хе-115 и один Ю-88 в разное время вели разведку в Нор вежском море. (Дело ШТ 6141, л. 25.) Командующий Северным флотом приказал командующему Военно- воздушными силами: а) до подхода конвоя JW-57 на расстояние 80 миль от острова Кильдин самолетам в район движения конвоя не летать; б) самолеты, предназначенные для разведки, противолодочной обороны и прикрытия конвоя с воздуха на удалении свыше 80 миль от острова Кильдин, иметь в готовности на аэродроме; вылеты самолетов в район движения конвоя производить только после предварительного согласо вания со штабом флота. Одновременно сообщалось, что на авианосце, следовавшем с конвоем, находились самолеты типа «Свордфиш» и «Марлет». (Дело ШТ 6141, л. 1.) Д ля обеспечения встречи и выхода англо-американских конвоев командующий флотом приказал: 1) Начальнику тыла: к 12 ч. 00 м. 28 февраля иметь в Полярном один буксир для обеспечения высадки лоцманов в свежую погоду. 2) Начальнику Гидрографического отдела: к 12 ч. 00 м. 27 февраля иметь в Полярном 8 лоцманов и лоцманский бот, а в Ваенге — гидро графическое судно (в часовой готовности) для лидирования транспортов в Кольский залив в условиях плохой видимости; к 12 ч. 00 м. 28 фев раля иметь в Полярном 25 лоцманов, 2 лоцманских бота и 2 гидрогра фических судна. 3) Начальнику аварийно-спасательного отдела: к 12 ч. 00 м. 27 фев раля иметь в Кильдинской салме спасательное судно, а к 12 ч. 00 м. 28 февраля в Полярном — другое спасательное судно, оба — для ока зания помощи аварийным кораблям в море. (Дело ШТ 6141, л. 14.) Начальник штаба флота сообщил начальникам военизированного тралового флота в Мурманске и Архангельске о том, что с 0 ч. 00 м. 133
        
         Made with FlippingBook 
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz