Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 6. (1 января – 30 июня 1944 г.) / Министерство Вооруженных Сил Союза ССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост.: Соколов Д. В., Муратханов К. М., Денисов Н. Н. ; под. ред. Соколова Д. В. – Москва : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР, 1949. – 518 с. : карты.

В 7 ч. 07 м. с рассветом она погрузилась на глубину 27 м. В 12 ч. 45 м. »з-за большой штормовой волны на лодке вышли из строя кормовые горизонтальные рули. Пытаясь удержаться на носовых рулях, лодка имела два раза диферент на нос до 20° и один раз такой ж е диф ер ен т на корму. Удержаться на одних носовых горизонтальных рулях лодке не удалось, и ее выбросило на поверхность. В 12 ч. 57 м. она всплыла в надводное положение и стала отходить от вражеского берега. Скоро выяснилось, что своими силами устранить неисправность рулей невоз­ можно, поэтому командир лодки (капитан 2 ранга В. Тамман) решил возвратиться в базу. В 20 ч. 30 м. об этом радировали командиру бригады, но квитанции на прием радиограммы не было получено, и лодка пошла в базу аварийным маршрутом (Дело 11045, л. 1,6 об., 8.) Подводная лодка «С-14» находилась в северной части своей пози­ ции — к северу от мыса Нордкин; ветер был 8—9 баллов; кораблей противника лодка не обнаружила. (Дело 10046, л. 8.) Подводная лодка «С-56» продолжала оставаться в районе зарядки к северу от мыса Слетнес; ветер был норд-вест, 7—8 баллов. (Дело 11142, л. 9 об., 10.) Подводная лодка «М-200» безуспешно искала противника в районе Берлевога; ветер был норд-норд-ост, 9 баллов. (Дело 11047, л. 12.) Подводная лодка «М-108», предположительно, находилась на пози­ ции в районе Конгсфьорд а. (Дѳло 11033, л. 16.) Подводная лодка «М-201» продолжала переход из Главной базы на позицию к Порсангерфьорду. (Дело 11048, л. 8.) По данным радиоразведки и агентуры, в 15 ч. 04 м. на подходах к Брейсунду был обнаружен неприятельский танкер (10 000 т) в охране­ нии сторожевого катера, шедший курсом ост; об этом в 15 ч. 42 м. штаб флота оповестил (по радио) подводные лодки, находившиеся в м о р е 2. В течение суток радиоразведкой были отмечены в плавании у берегов Норвегии: в районе Боде -— Тронхейм — 3 миноносца, 2 сто­ рожевых корабля, 2 сторожевых катера и 3 неопознанных судна; в районе Тромса — Вестфьорд — 2 сторожевых корабля, сторожевой катер и неопознанное судно; в Лаксефьорде — тральщик; в Варангер­ фьорде — сторожевой корабль и сторожевой катер. (Дело ШТ 6140, л. 93, 103.) На основании показаний, полученных от норвежцев, взятых в плен 20 февраля в Босф ьорде3, было установлено наличие следующего артиллерийского вооружения и живой силы противника: на острове Холмен (в Босфьорде) — 4 орудия (из них 3 зенитных автомата) и прожектор; на мысе Маккаур — 6 береговых колесных пушек и зенит­ ная батарея; в Конгсфьорде (северо-восточнее селения Вейнес) — бере­ говая батарея неустановленного калибра и состава; на мысе Харба- кен — 6 береговых колесных орудий; в Босфьорде (на острове Холмен) гарнизон из 70—90 солдат. (Дело ШТ 6140, л. 103 об.) Действия на внешних морских коммуникациях. Конвой JW-57, сл е ­ довавший из Лох-Ю (Шотландия) в СССР, находился в районе острова Медвежий. Английский эскадренный миноносец «Маратта» (из этого 1 Радиограмма с приказанием немедленно возвращаться в базу была получена лодкой только в 4 ч. 00 м. 27 февраля. (Дело 10045, л. 1.) 2 Радиограмма была получена подводными лодками: «С-14» — в 20 ч. 26 м.; «С-56» — в 20 ч. 28 м. 25 февраля; «М-201» — в 7 ч. 08 м. 26 февраля. Штаб флота считал, что это был конвой, обнаруженный в 23 ч. 02 м. 24 февраля на выходе из Тромсе. 3 См. «Хронику» за 20 февраля. 130

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz