Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 6. (1 января – 30 июня 1944 г.) / Министерство Вооруженных Сил Союза ССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост.: Соколов Д. В., Муратханов К. М., Денисов Н. Н. ; под. ред. Соколова Д. В. – Москва : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР, 1949. – 518 с. : карты.
ного флота. В ноябре и декабре 1943 г. не было ни одного налета на Мурманск и близлежащие объекты. Уменьшилось также количество налетов на объекты полуостровов Рыбачий и Средний (14 самолето- налетов в декабре против 291 в июле). Противник вел лишь система тическую разведку Главной базы флота истребителями и Баренцева моря самолетами Ю-88 и Хе-111. Немцы продолжали подвозить морским путем снабжение для своей армии, действовавшей на мурманском направлении, и вывозить из пор тов Варангерфьорда никель и железо, проводя в среднем в месяц около 30 конвоев по 2—4 транспорта в каждом . Д ля охранения и прикрытия этих конвоев выделялось большое количество малых кораблей (от мино носцев до сторожевых катеров) и истребительной авиации (прило жение 7). Боевая деятельность неприятельской авиации по борьбе с нашими подводными лодками, оперировавшими у побережья Северной Норвегии, снизилась по сравнению с предыдущим полугодием и выражалась глав ным образом в ночных поисках силами самолетов, вооруженных радио локаторами. Подводные лодки немцев действовали на наших внешних комму никациях во взаимодействии с разведывательной авиацией, но эти действия были малоуспешны. В связи с поражениями на фронтах и большими потерями в море моральное состояние личного состава на германских кораблях было подавленным. На подводных лодках были случаи отказа экипажей вы ходить в море, но это не было общим явлением — основная масса матросов оставалась еще верной гитлеровскому правительству. Так как обстановка на сухопутном фронте не требовала от Север ного флота в целом непосредственной поддержки фланга армии, а лишь повседневной боевой и разведывательной деятельности частей Северного оборонительного района и Береговой обороны Главной базы, то действия наших кораблей и авиации были направлены преимуще ственно на обеспечение своих морских коммуникаций и на борьбу с перевозками противника. Эти действия в течение 1943 г. облегчались пополнением флота новой материальной частью, полученной от нашей промышленности и из-за границы (торпедные катера, большие охотники, тральщики типа AM и др.). С ноября 1943 г., с наступлением полярной ночи, возобновилось движение конвоев между портами Англии и СССР. 1 января 1944 г. на переходе в море находились два конвоя: RA-55-A, шедший из Коль ского залива (находился на подходах к Шотландии) и RA-55-B, вышед ший в море накануне двумя группами — одна из Кольского залива, другая из Белого моря; обе группы последнего конвоя должны были 1 января соединиться в 110 милях на норд-ост от острова Кильдин и следовать в Англию. Д ля прикрытия этого конвоя 30 декабря вышли в море из Кольского залива три английских крейсера. Кроме того, на переходе в Англию с 28 декабря находились английские линейный ко рабль «Дьюк-ов-йорк» и крейсер «Ямайка», заходившие в Кольский залив после боя с «Шарнхорсгом». На позициях в море у берегов Северной Норвегии действовали на неприятельских коммуникациях три наши подводные лодки. Наши внутренние морские коммуникации на театре действовали только между портами Баренцова и Белого морей. Кромка льда в Б а ренцовом море проходила в районе параллели 77°. В Белом море сплошной лед находился только в вершинах заливов. Карское море покрылось льдом, и навигация в нем была закончена. На острове б
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz