Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 5. (С 1 июля по 31 декабря 1943 г.) / Министерство Вооруженных Сил Союза ССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост.: Соколов Д. В., Муратханов К. М. ; под. ред. Круглова В. И., Чубрика К. Ф. – Москва : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР, 1949. – 444 с. : карты.
Ийшгпуляторных огнях И маяках, '22 — на полярных станциях и У8 — в гражданских организациях. (Дело 9190, л. 72 об., 104.) На 31 декабря 1943 t . судовой состав невоенных кораблей на Север ном театре был следующий: транспортов — 30 (из них 21 принадле жал Северному государственному морскому пароходству, пять — Мур манскому государственному морскому пароходству, три — Дальнѳво сточному государственному морскому пароходству и один — Народ ному комиссариату рыбной промышленности), ледоколов — 5, рыбо ловных траулеров — 24, паровых шаланд — 8, буксиров — 80, дриф терботоЕ — 21, мотоботов — 390; всего 558 единиц. Из числа транспор тов семь использовались для перевозок ів Баренцевом море, пять ■— в Белом море, шесть — находились на зимнем отстое и ремонте в ^БелЪм море, 12 — зимовали в Арктике («Унжа», «Сура», «Иртыш», «Лахта», «Кама», «Петровский», «Селенга», «Моссовет», «Спартак», «Андреев», «Беломорканал» и «Игарка»), Ледокольный флот использовался для проводки союзных транспор тов из района Исіканкн в Архангельск, Молотовск !и обратно. Рыболовный флот был занят рыболовным промыслом, причем и;; 24 рыболовных траулеров Мурманской базы тралфлота 18 находились в эксплоатацип (№ 1, 2, 14, 18, 22, 23, 24, 25, 34, 37, 39, 4 2 ,5 2 ,6 2 , 69, 72, 309 и 312) и 6 в ремонте (№ 17, 55, 63, 65, 71 и 84.) Из состава промыслового флота на воинских перевозках использовались два дриф тербоТаі, пять мотоботов и четыре парусника. (Дело библ. СКУКС ВМФ 423, л. 84, 85, 86.) Оперативное Управление военно-морского флота так оценивало фактическое выполнение 'главной задачи Беломорской военной фло тилии в 1943 г. — обеспечение своих коммуникаций в операционной зоне флотилии: а) флотилия выполняла задачу защиты своей коммуникации в <оне Белого моря при отсутствии 'активного противодействия против ника как проводке конвоев, так и мероприятиям по поддержанию оперативного режима в этой зоне; б) в восточной ‘части Баренцева моря эта же задача выполнялась и условиях незначительной активности подводных л о д о к противника; в) в Карском море в условиях активизации деятельности Неприя тельских подводных лодок в августе — сентябре 1943 г. флотилия вы полнила задачу лишь частично, в результате чего в этом районе было потеряно четыре транспорта, что составляет 7,4°/о конвоированных там транспортов. Учитывая важное значение государственных грузов, бывших на этих судах, потери эти нужно оценивать как важные. В связи с недостаточным количеством и качеством сил, выполнявших защиты коммуникации в этом районе, .значительное количество 'гран апортов решением Правительства было' оставлено на зимовку в Арктике. Неполное (выполнение задачи обеспечения коммуникаций в зоне Карского моря явилось следствием следующих причин: а) недостаток эскортных кораблей при большой протяженности театра; б) отсут ствие активных средств противолодочной обороны, катеров МО, больших охотников и самолетов «Каталина» в составе Беломорской военной флотилии; в) тихоходность существующих эскортных кораб лей и отсутствие на них средств ультразвукового подводного наблю дения и радиолокации; г) отсутствие позиционных средств 'борьбы с подводными лодками (мин, береговых 11 іумопелеигаторііых станций ), д) недостаточно четкая организация конвойной службы, связи и боевого управления в Новоземельской военточморской базе; е) невы 356
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz