Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 5. (С 1 июля по 31 декабря 1943 г.) / Министерство Вооруженных Сил Союза ССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост.: Соколов Д. В., Муратханов К. М. ; под. ред. Круглова В. И., Чубрика К. Ф. – Москва : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР, 1949. – 444 с. : карты.
Варде — Конгсфьорд; с подводной лодкой «С-55», действовавшей раньше в районе Таиафьорда, связи не было. Подводные лодки «Л-20», «К-21» и «С-102» выполняли задачу по обеспечению англо-американского конвоя. (Дело 8146, л. 60; дело 9543, л. 23.) С 10 ч. 20 м. до 11 ч. 31 м. один 'Самолет Пе-3 и один «Киттихаук» вылетали на разведку в море и у побережья Северной Норвегии, но воз вратились вследствие плохпх метеорологических условий. Радиоразведкой в течение суток были обнаружены в плавании у берегов Норвегии восемь сторожевых кораблей, тральщик, два вспомо гательных судна, четыре неопознанных судна и десять подводных лодок; в 12 ч. 58 м. неприятельская подводная лодка была отмечена в ш — 71°22' норд, д = 27°2Г ост (в районе мыса Нордкин), о чем в 14 ч. 00 м. было дано по рад ко оповещение нашим подводным лодкам, находившимся п море. (Дело ШТ 6129, л. 35, 43, 44; дело 8146, л. 59.) Действия на внешних морских коммуникациях. Конвои RA-55-A, следовавший из Кольского залива в Англию, находился в районе острова Ян-Майен. Конвой JW-55-B, шедший в СССР, после уклонения от линейного корабля «Шарнхорст» и уничтожения его английскими кораблями, вы ходил снова на назначенный маршрут и находился в районе к северу от полуострова Рыбачий. (Дело 10042, л. 6, 19, 20.) Подводная лодка «Л-20», находившаяся на подходах к Хаммерфесту с задачей атаковать «Шарнхорст» при его возвращении в базу, в 1 ч. 37 м. в ш = 71°16' норд, д = 24° 10'’ ост на дистанции 3—5 каб. обна ружила два немецких эскадренных миноносца, шедших со скоростью свыше 30 узлов; курсовой угол миноносцев был 90— 100° правого борта, у подводной лодки на миноносцы — 180°. «Л-20» срочно погрузилась и развернулась для атаки следующей группы неприятельских кораблей, если бы они стали проходить, так как первая группа уже прошла, а в кормовых аппаратах не было торпед. После погружения на лодке услы шали сильный шум винтов второй группы миноносцев противника, кото рые прошли над лодкой. Позже разведкой Северного флота было у с т а новлено, что одна группа миноносцев возвращалась в базу в направлении Хаммерфе-ста, а другая вошла в пролив между островами Иельмсей и Ингей. В 3 ч. 31 м. «Л-20» всплыла в надводное положение. (Дело 9197, л. 1 об., 2, 2 об.) Подводная лодка «С-102», следуя в районе поиска «Шарнхорста», в 0 ч. 30 м. получила радио штаба флота, адресованное подводным л о д кам «С -102», «К-21» и «Л-20» о потоплении немецкого линейного ко рабля английским флотом и, сбавив ход, продолжала следовать на пози цию в район Танафьорда для действий на коммуникациях противника. (Дело 9198, л. 1.) Подводная лодка «К-21» в 8 ч. 32 м. подошла к месту гибели «Шарм- хорстз» и легла в подводном положении на курс 355°; в дальнейшем лодка ничего не обнаружила; в 14 ч. 40 м. она всплыла в надводное по ложение и направилась на позицию в район к северу от острова Серей для действий на неприятельских коммуникациях. (Дело 9322, л. 1.) В 10 ч. 14 м. самолет «Бостон» вылетел.на разведку к месту гибели «Шарнхорста» и в 13 ч. 28 м. донес, что горючее на исходе, координаты— ш = 7 0 ° 0 0 ' норд, д = 36°00' ост, идет на вынужденную посадку; самолет иа аэродром не вернулся. В 11 ч. 20 м. четыре самолета «Аэрокобра» вылетели на прикрытие англо-американских кораблей на подходе к Кольскому заливу. После их вылета поднялась метель, аэродромы закрыло, и самолеты пошли на посадку на аэродром острова Кильднн, где при посадке наскочили на 346
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz