Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 5. (С 1 июля по 31 декабря 1943 г.) / Министерство Вооруженных Сил Союза ССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост.: Соколов Д. В., Муратханов К. М. ; под. ред. Круглова В. И., Чубрика К. Ф. – Москва : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР, 1949. – 444 с. : карты.

В 18 ч. 55 м. торпедный катер № 13, шедший концевым, оторвался, и его командир, не найдя остальных катеров, повернул на обратный курс, и в 20 ч. 15 м. возвратился в Пумманки. Командующий флотом, узнав о возвращении катера, приказал ему снова выйти в море и следовать само­ стоятельно в район острова Лилле Эккерей для атаки неприятельского конвоя. В 19 ;ч. 25 м. торпедные катера № 12, 14, 22 и 201 подошли на види­ мость острова Лилле Эккерей (15—20 каб.), дали малый ход и легли на курс 35°, идя вдоль берега навстречу конвою. В 20 ч. 50 м. они повер­ нули последовательно на курс 120°. В этот момент на торпедном катере № 201 остановились моторы, которые были пущены только через две минуты; поэтому катера оказались разделенными на две самостоятельно действовавшие в том же районе группы в составе: первая (№ 14 и 22), шедшая курсом 120°, и вторая (№ 12 и 201), шедшая курсом 110°. В 20 ч. 58 м. торпедный катер № 22 (командир — лейтенант Ю. Н. Рѵс- наченко) обнаружил на курсовом угле 15° левого борта на дистанции 8— 10 каб. несколько неприятельских кораблей и дал сигнал: «Торпед­ ная атака». Торпедный катер № 14 (командир — лейтенант Г. С. Дми т ­ ров), шедший в строе фронта справа, по этому сигналу дал полный ход и скрылся в направлении на норд-ост. Катер № 22 во время поворота на курс сближения с противником обнаружил еще несколько силуэтов ко­ раблей на курсовых углах 45° и 90° левого борта. В 21 ч. 00 м. противник открыл по всему плесу огонь осветительными снарядами, а по нашим катерам — из автоматических пушек трассирую­ щими и фугасными снарядами. Корабли охранения начали сближаться с торпеДным катером № 22, который оказался в полукольце, отжимав ­ шем его от объекта атаки; поэтому катер № 22 утерял из видимости неприятельские транспорты и, не выпустив торпед, лег на курс 180° с целью оторваться от преследования, после чего направился в Главную базу. Действий торпедного катера № 14 после его отрыва никто не наблюдал. Катера второй группы (№ 12 и 201) в 21 ч. 00 м., продолжая движе ­ ние курсом 110°, видели стрельбу осветительными снарядами на курсо­ вом угле 120— 140°, а справа по курсу — трассы, шедшие с зюйд-оста. В 21 ч. 05 м. катера обнаружили неприятельский конвой на курсовом угле 35° правого борта на дистанции 7—8 каб. и пошли в атаку. Торпедный катер № 12 (командир — старший лейтенант Г. М. Пала- марчук) в 21 ч. 07 м. произвел торпедный залп по неприятельскому ми­ ноносцу с дистанции 2 каб. на курсовом угле цели 65° правого борта, с углом упреждения 5°, и отвернул под корму атакованного корабля. Через несколько секунд личный состав катера наблюдал сильный взрыв и перелом миноносца. В 21 ч. 08 м. катер, следуя на полном ходу через строй кораблей противника, подвергся сильному обстрелу из автомати­ ческих пушек и закрылся дымовой завесой. В 21 ч. 10 м. снаряд малого калибра попал в рубку катера и тяжело ранил его командира, однако он продолжал управление кораблем и вывел его из-под обстрела. В 21 ч. 25 м. катер попал в луч прожектора неприятельского стороже­ вого корабля и начал маневрировать переменными курсами; в 21 ч. 30 м. он вышел из луча, после чего противник прекратил по нему огонь, и катер направился в Главную базу. Торпедный катер № 201 (командир — старший лейтенант Д . Л. Хо­ лодный) в 21 ч. 07 м., находясь на курсе сближения с неприятельским транспортом в 5 000 попал под огонь кораблей охранения. В 21 и. 12 м. он произвел, по транспорту выстрел правой торпедой с дистанции 2 каб., на курсовом угле цели 60°, с углом упреждения 5° и через несколько 334

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz