Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 5. (С 1 июля по 31 декабря 1943 г.) / Министерство Вооруженных Сил Союза ССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост.: Соколов Д. В., Муратханов К. М. ; под. ред. Круглова В. И., Чубрика К. Ф. – Москва : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР, 1949. – 444 с. : карты.

2 ч. 20 м. тральщик № 53 вышли из Иоканки для траления в районе мыс Корабельная Пахта — мыс Святой Нос — маяк Терско-Орловский. Оба тральщика, не обнаружив мин, в 16 ч. 35 м. возвратились в Иоканку. (Дело 8146, л. 40 об., 41 об.) ѵ В 5 ч. 55 м. для траления в горле Белого моря вышел из Поноя траль ­ щик № 45. (Дело 8146, л. 40 об.) Конвой «БК-27» продолжал движение с Северо-Двинского рейда в Кольский залив. В 8 ч. 00 м. в районе Лумбовского залива к этому кон­ вою присоединились наши тральщики «Т-115» и «Т-117», вышедшие из Иоканки в 4 ч. 00 м. В 21 ч. 30 м. конвой прошел Териберку. Четыре с а ­ молета Пе-3 с аэродрома Поной прикрывали конвой «БК-27» и вели р а з ­ ведку на подходах к Горлу и в горле Белого моря, но противника не обнаружили. (Дело ШТ 6127, л. 78, 78 об.) 20 ДЕКАБРЯ. Действия на коммуникациях противника и против его баз. На позициях в море находились подводные лодки: «Л-20» — в районе Нордкап — Нордкин, «С-55» в районе Танафьорда и «М-105» — в районе Варде — Конгсфьорд. (Дело 9543, л. 23.) Подводная лодка «Л-20» в 5 ч. 11 м. вошла в надводном положении в Порсангерфьорд для постановки там минного заграждения. В 9 ч. 40 м. лодка погрузилась и до 17 ч. 24 м. шла в подводном положении, после чего всплыла и следовала к месту постановки мин снова в надводном положении в условиях плохой видимости (2—3 каб. и снегопад). В 19 ч. 45 м. акустик доложил о шуме винтов и через минуту в 3 каб. от лодки были обнаружены огни идущего судна; «Л-20» срочно погрузи­ лась и в 21 ч. 24 м. начала постановку мин. В 22 ч. 12 м., закончив поста­ новку 20 мин ПЛТ на двух курсах, лодка пошла на выход из фьорда. (Дело 9197, л. 1, 2, 5; дело 9543, л. 14.) Радиоразведкой были обнаружены: в 17 ч. 00 м. выход неприятель­ ских транспортов из Киркенеса на север; с 0 ч. 20 м. до 19 ч. 29 м . — в плавании у северного побережья Норвегии пять сторожевых кораблей, тральщик и неопознанное судно. О выходе конвоя из Киркенеса штаб флота дал в 17 ч. 27 м. оповещение по радио подводным лодкам, нахо ­ дившимся в море. (Дело ШТ 6127, л. 94, 106.) Действия на внешних морских коммуникациях. Из Лох-Ю (Шотлан­ дия) в северные порты СССР вышел союзный конвой JW-55-B в составе 17 транспортов и двух танкеров с эскортом 10 эскадренных миноносцев, двух корветов и тральщика. В прикрытии конвоя на переходе между меридианами 27° и 38° ост должны были находиться: отряд из трех крей­ серов и линейные силы в составе линейного корабля, крейсера и семи эскадренных миноносцев. Маршрут этого конвоя проходил до точки «МХ» (ш = 69°30' норд, д = 35°30' ост), от которой Кольская группа в составе девяти транспортов и танкера должна была итти в Кольский залив, а Беломорская группа (восемь транспортов и танкер) — в Моло- товск и Архангельск (рис. 26). Приход конвоя в Кольский залив ожи ­ дался 29 декабря. (Дело 10042, л. 6, 19, 20.) Конвой JW-55-A, следовавший из Шотландии в СССР, был на подходах к Кольскому полуострову и, по сообщению англичан, в 11 ч. 00 м. находился в точке ш = 69°46' норд, ' д = 36°00' ост. В 13 ч. 20 м. Беломорская группа транспортов отделилась от конвоя. (Дело ШТ 6127, л. 89, 106.) Д ля встречи и эскортирования Беломорской группы конвоя JW-55-A из Кольского залива в 8 ч. 00 м. вышли эскадренные миноносцы «Гром­ кий», «Грозный» и «Куйбышев», тральщики «Т-113», «Т-114» и «Т-115» и английские тральщики «Хуосар» и «Хэлсион». Корабли построились в строй фронта на дистанции 5 каб. один от другого и начали поиск конвоя. 328

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz