Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 5. (С 1 июля по 31 декабря 1943 г.) / Министерство Вооруженных Сил Союза ССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост.: Соколов Д. В., Муратханов К. М. ; под. ред. Круглова В. И., Чубрика К. Ф. – Москва : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР, 1949. – 444 с. : карты.
В 20 ч. 07 м. в разведку был выслан самолет Пе-3. Он обнаружил в 20 ч. 45 м. в районе Варде четыре транспорта, восемь сторожевых к о раблей и три тральщика противника, шедшие курсом 170°. Погода в этом районе была: облачность — 10 баллов, высота о б л а к о в— 1000 м, в и д и мость ■— более 20 миль. В 21 ч. 49 м. от самолета было получено второе донесение об этом же конвое. Пе-3 с разведки не вернулся: был сбит истребителями противника, прикрывавшими конвой. Командующий военно-воздушными силами Северного флота генерал лейтенант А . X. Андреев принял решение нанести но конною торпедно штурмовой удар в районе мыса Скальнес. Для выполнения этой задачи в 22 ч. 07 м. вылетели три самолета ДБ -Зф и два «Хемпден» с торпедами, два Ил-2 — для подавления огня зенитной артиллерии кораблей эскорта и семь самолетов «Аэрокобра» — для прикрытия торпедоносцев и штур мовиков. Группой командовал командир 9-го гвардейского минно-торпед ного авиационного полка гвардии майор Ф. В. Костькин. Группа вылетела по маршруту Ваенга — мористее полуострова Рыбачий на пределе види мости береговой черты. В районе селения Зубовка самолеты попали н сплошной дождь, видимость уменьшилась до 2—3 каб.; истребители по вернули на обратный курс и вернулись на аэродром. В районе Вайто- лахти торпедоносцы и штурмовики вышли из зоны дождя , но были уже без прикрытия истребителей. В 22 ч. 58 м. у мыса Скальнес самолеты обнаружили неприятельский конвой, шедший в Киркенес; над ним патрулировали шесть самолетов ФВ-190, четыре Ме-109, три Ме-110 и один Хе-115. Несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии неприятельских кораблей и атаки истребите лей, наши торпедоносцы и штурмовики прорвались к конвою и атаковали транспорты противника. Все пять торпедоносцев сбросили свои торпеды по целям с высоты 20—30 м и с дистанции 600—900 м\ штурмовики а т а ковали бомбами транспорты и обстреляли пушечно-пулеметным огнем корабли эскорта. В результате удара гвардии майором Ф. Г. Шепиловым был потоплен транспорт в 8000 т и повреждены два транспорта. В воз душном бою над конвоем противник потерял пять Ме-109 и один Хе-115. Наши потери: два самолета «Хемпден», один Ил-2 и один ДБ -Зф ; подби тые истребителями противника, они произвели посадку на воду в районе полуострова Рыбачий. Самолеты затонули, экипажи были подобраны к а терами (рис. 1). (Дело ШТ 3515, л. 61, 61 об.; дело 1367, л. 213, 213 об.. 214; дело ШТ 3516, л. 26, 26 об.) Оборона Главной базы Северного флота. С 14 ч. 45 м. до 14 ч. 55 м. два ФВ-190 производили разведку Мотовского залива и в районе мыса Цып-Наволок безрезультатно сбросили две бомбы. Наши истребители «Харрикейн» сделали четыре самолето-вылета для разведки погоды н перехвата неприятельских разведчиков; встреч с противником в воздухе не было. Тральщик «Т-103» тралил фарватер в Кольском заливе, но мин не обнаружил. (Дело 6193, л. 13; дело ШТ 3515, л. 56.) Действия в районе Беломорской военной флотилии и на внутренних коммуникациях в Баренцовом море. В 11 ч. 10 м. транспорт «Иртыш» в сопровождении тральщика № 37 и сторожевого корабля № 80 (последний до Поноя) вышел из Иоканки в Архангельск. (Дело 6193, л. 13.) С 12 ч. 40 м. до 15 ч. 22 м. два МБР -2 совершили перелет из Нарьян- Мара в губу Белушья, попутно произведя разведку восточной части Баренцева моря; противник не был обнаружен,-(Дело ШТ 3549, л. 142.) В 13 ч. 00 м. из Печорского залива в Иоканку вышел транспорт «Сура» в сопровождении сторожевых кораблей № 28 и 30; оттуда же в Иоканку 'о тп р а ви л с я сторожевой корабль № 20, который сначала зашел в губу 18
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz