Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 5. (С 1 июля по 31 декабря 1943 г.) / Министерство Вооруженных Сил Союза ССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост.: Соколов Д. В., Муратханов К. М. ; под. ред. Круглова В. И., Чубрика К. Ф. – Москва : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР, 1949. – 444 с. : карты.
Конвой «ВА-33», следовавший из Хабарово в Нарьян-Мар, продол ж а л стоять на якоре в Печорском заливе вследствие плохой види мости. (Дело 6786, л. 6 об.) В Карском море на переходе от острова Сергея Кирова в Хабарово находились тральщики № 31, 37, 59 и 63. Бухта Диксон покрылась толстым льдом; температура воздуха была минус 20°. Сторожевой корабль № 19 («Дежнев») и минный заградитель «Мурман» находились у мыса Неупокоева (остров Большевик) в ожи дании следовавшего на запад из бухты Тикси (море Лаптевых) конвоя «АБ-55» (ледокол «Иосиф Сталин» и ледорез «Литке»). (Дело 6786, л. 64, 65 об.) Командующий Северным флотом вице-адмирал А. Г. Головко донес из Архангельска Народному Комиссару Военно-морского флота (ко пия — в Полярное начальнику штаба Северного флота) план обеспече ния перехода ледокола «Иосиф Сталин» и ледореза «Литке» из Арк тики в Белое море. План заключался в следующем: 1. Маршрут перехода: бухта Тикси, остров Преображения, пролив Вилькицкого, далее большими глубинами во льду, оставляя острова Кирова и Уединения к югу, далее на Амдерму или, в зависимости от ледовой обстановки, в губу Байдарацкую, прижимаясь к полуострову Ямал. Переход в Арктике производится под охраной сторожевого корабля № 19 («Дежнев») и минного заградителя «Мурман», встре чающих ледоколы у острова Преображения или западнее его, если не позволит ледовая обстановка. Ордер на переходе: кильватер, головным в тяжелом льду — «Иосиф Сталин», в легком льду — «Литке». По чистой воде корабли идут в ордере противолодочной обороны. В слу чае нехватки топлива подается 3 500 г угля с транспорта «Моссовет», который выводится с Диксона ледорезом «Литке». 2. От пролива Карские Ворота конвой следует в Молотовск с эскор том из шести эскадренных миноносцев, рандеву с которыми — в свет лое время у мыса Болванского. Походный порядок: строй фронта, в центре — «Иосиф Сталин», миноносцы — в ордере противовоздушной обороны, ход 10 узлов. Ориентировочное время прибытия в Моло- ю в с к — 18—20 ноября. Сторожевой корабль «Дежнев» следует в охра нении сторожевых кораблей № 28 и 30 и двух тральщиков или сторо жевых кораблей типа РТ, ход 7—8 узлов. Если «Дежнев» не будет отставать от других ледоколов, то он пойдет совместно с ними; тогда сторожевые корабли № 28 и 30 присоединятся к, эскортирующим мино носцам. 3. До подхода конвоя к Карским Воротам проводятся следующие мероприятия по его обеспечению. В зоне Новоземельской военно-морской базы: а) усиление оперативного режима в проливах Югорский Шар и Карские Ворота — разведывательное и контрольное траление рекомен дованных курсов и корабельных фарватеров в проливах, корабельные дозоры у восточного и западного входов в Карские Ворота "и у зап ад ного входа в Югорский Шар, там же — противолодочная оборона (для этой цели в Югорском Шаре сосредоточиваются: тральщики типа ТАМ «Т-102», «Т-103», «Т-106», «Т-107», «Т-110»; тральщики типа РТ № 32, 33, 35, 38, 61, 62; два эскадренных миноносца; сторожевые корабли № 28, 30 и 75; кроме того, туда перейдут с Диксона сторожевой ко рабль № 80 и тральщики № 40 и 63, а позднее — тральщики № 31, 37, 59 и 60); 227
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz