Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 5. (С 1 июля по 31 декабря 1943 г.) / Министерство Вооруженных Сил Союза ССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост.: Соколов Д. В., Муратханов К. М. ; под. ред. Круглова В. И., Чубрика К. Ф. – Москва : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР, 1949. – 444 с. : карты.

Самолеты, назначенные для удара, летали с аэродромов в следую­ щем составе: в 14 ч. 06 м. — шесть Ил-2, шесть Як-1 и четыре «Харри­ кейн»; в 14 ч. 20 м. — шесть Пе-2, восемь Як-9; в 14 ч. 24 м. — шесть самолетов «Бостон», двенадцать самолетов «Аэрокобра». В 14 ч. 48 м. штурмовики Ил-2 (ведущий — ст. лейтенант А. Н. Сини­ цын) обнаружили конвой в районе мыса Кйбергнее. Над конвоем в не­ сколько ярусов патрулировали до 20 истребителей M e - 109, Ме-110 и ФВ-190. В 14 ч. 58 м. по судам противника с высоты 400—£00 м было сброшено 16 ФАБ-100, восемь ЗАБ-100, четыре РОФС и 16 РС-82; после этого суда были обстреляны пушечно-пулеметным огнем. В результате удара был потоплен сторожевой корабль противника и поврежден транспорт в 5 000 т. В воздушном бою над конвоем было сбито четыре Ме-109 и о дтін Ме-110. Наши потери: два Як-1 и один Ил-2; т р и Ил-2 имели по 80— 115 осколочных пробоин каждый. В 15 ч. 02 м. с высоты 3 000 м конвой был атакован бомбардировщи­ ками Пе-2 (ведущий — капитан М. Д . Якшин), сбросившими десять ФАБ-250. Бомбардирование производилось с горизонтального полета, а не с пикирования, вследствие сильного прикрытия конвоя истребитель­ ной авиацией. При подходе и над целью наши самолеты были атакованы 10— 12 неприятельскими самолетами ФВ-190 и Ме-109. В воздушном бою было сбито шесть Ме-109 и один ФВ-190. Один наш Пе-2 был сбит зе­ нитной артиллерией кораблей. Попаданий бомб в неприятельские к о ­ рабли не было. В 15 ч. 05 м. три торпедоносца «Бостон» (ведущий — гвардии майор С. К. Литвинов) под прикрытием шести «Аэрокобр», находясь в строю фронта с интервалами между самолетами 100 м, произвели с высоты 3 000 м торпедную атаку по конвою, в результате которой был повре­ жден транспорт в 10 000 7. При отходе от цели группа наших самолетов была атакована 12— 14 истребителями противника. В воздушном бою было сбито два Ме-109. Наши потери — д ва самолета «Бостон», из ко ­ торых один был сбит истребителями, а другой — неприятельской зенит­ ной артиллерией. В 15 ч. 07 м. три самолета «Бостон» (ведущий — гвардии капитан С. А. Макаревич) под прикрытием шести «Аэрокобр» с высоты 25 м и с дистанции 700— 1000 м атаковали неприятельские транспорты, вы ­ пустив по ним четыре торпеды; в результате атаки был потоплен тран с ­ порт в 10 000 т. В воздушном бою с 8— 12 истребителями противника был сбит один ФВ-190. Д в а наших самолета «Бостон» на отходе сбиты нѳприя тель ской зенитной артиллерией. В итоге этой операции были потоплены транспорт в 10 000 7 и сторо­ жевой корабль; кроме того, повреждены два транспорта общим тонна­ жем 15 000 7; в воздушных боях было сбито 15 неприятельских самоле­ тов; наши потери —• 9 самолетов (от зенитной артиллерии — два само­ лета «Бостон», Пе-2 и один «Аэрокобра»; в воздушных бо<ях — «Бостон», два «Як-1» и «Аэрокобра», при вынужденной п о с а д к е— Ил-2). Один наш летчик со сбитого самолета Ил-2 плавал на резиновой шлюпке в 30 каб. к северу от Вайтолахти; для его спасения с берега выходили две шлюпки, которые были атакованы двумя ФВ-190. Шлюпки из-за большой волны возвратились обратно, имея -одного убитого и о д ­ ного раненого. Выходивший из Пумманки на поиск этого летчика тор­ педный катер № 14, ничего не обнаружив, возвратился в Пумманки. (Дело 10564, л. 54, 54 об., 55, 55 об., 56; дело 17882, л. 61, 62.) Характерным моментом в обеспечении этого неприятельского конвоя было постепенное увеличение истребителей прикрытия. Нашим р а з в ед ­ чиком было обнаружено в районе конвоя четыре самолета противника; 206

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz