Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 5. (С 1 июля по 31 декабря 1943 г.) / Министерство Вооруженных Сил Союза ССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост.: Соколов Д. В., Муратханов К. М. ; под. ред. Круглова В. И., Чубрика К. Ф. – Москва : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР, 1949. – 444 с. : карты.

на «свободную охоту» у побережья Северной Норвегии. В 5 ч. 52 м. в Лафьорде (в проливе Магерейсунн) самолет пушечно-пулеметным огнем поджег маяк, в 5 ч. 58 м. в Ваннфьорде (на острове Магерей) потопил огнем мотобот, в Гамвике — обстрелял два парусника. (Дело 6534, л. 53.) В 8 ч. 17 м. наблюдательный пост Пумманки по пеленгу 295° обна­ ружил конвой противника в составе 18 кораблей, шедший курсом на Варде. Над конвоем патрулировали два самолета Ме-110 и два До-24. В 9 ч. 14 м. на разведку этого конвоя вылетели два самолета «Харри­ кейн», но вследствие низкой облачности и снежных зарядов задачу не выполнили. В 11 ч. 42 м. были высланы два Як-1, которые в 12 ч. 05 м. в районе Персфъорда обнаружили пять транспортов в охранения малых кораблей. В 13 ч. 50 м. самолет «Бостон», возвращавшийся с разведки моря у побережья Норвегии, обнаружил в районе мыса Маккаур пять вражеских транспортов, два миноносца, десять сторожевых кораблей, четыре тральщика и семь сторожевых катеров, шедших курсом 300°; над конвоем патрулировали шесть истребителей. На основании этих данных командующий Военно-воздушными си­ лами Северного флота принял решение нанести удар по неприятель­ скому конвою в районе Конгсфьорда торпедоносцами под прикрытием истребителей, а для отвлечения части неприятельской авиации одно­ временно штурмовать самолетами «Харрикейн» аэродром Свартнес (в районе Варде). В 15 ч. 20 м. с аэродрома Ваенга вылетели шесть самолетов «Бо ­ стон» с торпедами (ведущий — гвардии майор Ф. В. Костькин), шесть самолетов «Аэрокобра», шесть Як-1 и шесть Як-9. Полет торпедоносцев происходил на высоте 30—70 м. Группа самолетов Як-1 не выдержала заданной высоты, увеличив ее до 400—600 м, что дало возможность противнику засечь эту группу. С 16 ч. 05 м. до 16 ч. 30 м. неприятель­ ские радиостанции четыре раза перенацеливали свои истребители в сторону Варде. Кроме того, самолеты летели ближе к неприятельскому побережью, чем было задано. Боевой порядок наших самолетов был следующий: торпедоносцы шли в строе клина с интервалами 40—60 м, группа непосредственного прикрытия («Аэрокобры») шла вплотную к торпедоносцам; группа боя (самолеты Як-1 и Як-9) шла на большом удалении. На расстоянии 10— 12 каб. от цели торпедоносцы были встречены группами неприя­ тельских истребителей общей численностью д о 30 ФВ-190 и Ме-109. «Аэрокобры» вступили с ними в бой, но отдельные истребители про­ тивника прорвались к торпедоносцам и атаковали их. Самолеты Як-1 и Як-9 в бой не вступили, тем самым заставив самолеты «Аэрокобра» оторваться от торпедоносцев. В 16 ч. 33 м. в районе Конгсфьорда (рис. 14) шесть торпедоносцев атаковали неприятельский конвой, сбросив на него шесть торпед, при­ чем два самолета «Бостон», подбитые огнем зенитной артиллерии (лет­ чики — гвардии капитан К. М. Яковлев и гвардии лейтенант Б. Г. В а ­ сильев), сбросили торпеды с горящих самолетов, погибнув вместе с машинами. Командир группы гвардии майор Ф. В. Костькин после атаки был сбит истребителями противника; его горящий самолет упал в районе конвоя. Из торпедоносцев на аэродром возвратился только один «Бостон», но и тот от цели до Варде шел без прикрытия. В результате атаки, по донесениям экипажей самолетов прикрытия, были потоплены транспорт и два сторожевых корабля противника. В воздушном бою были сбиты 10 неприятельских самолетов. Мы поте­ ряли пять торпедоносцев; четыре из них были сбиты зенитной артил- 156

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz