Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 5. (С 1 июля по 31 декабря 1943 г.) / Министерство Вооруженных Сил Союза ССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост.: Соколов Д. В., Муратханов К. М. ; под. ред. Круглова В. И., Чубрика К. Ф. – Москва : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР, 1949. – 444 с. : карты.

1943 г. шли через иранские порты Персидского залива и порты нашего Дальнего Востока. G целью создания угрозы нашим внешним коммуникациям немцы еще в н ач ал е -1943 г. перебазировали линейные корабли и легкие силы своего флота в порты Северной Норвегии, в частности в район Альтенфьорда, где была создана маневренная база для эскадры. В ее состав (он был непостоянен, так как отдельные корабли ремонтировались в германских базах) входили: два линейных корабля («Адмирал Тирпитц» и «Шарн­ хорст»), три крейсера («Адмирал ІИеер», «Адмирал Хиппер» и «Лютцов»), два легких крейсера и 10— 15 эскадренных миноносцев. Активных операций в море большие корабли противника не произво­ дили, так как немцы опасались рисковать линейными кораблями и крей­ серами. «Потеря их уже не могла быть компенсирована ввиду прекраще­ ния строительства больших кораблей» Линейные корабли и крейсера подолгу -отстаивались в фьордах, где была организована сильная проти­ вовоздушная и противолодочная оборона, установлены сети и боновые заграждения, а подходы к фьордам тщательно протраливались. В весенне-летний период 1943 г., когда не было движения союзных конвоев, противник использовал свои подводные лодки в качестве средств противолодочной обороны в зоне действий наших подводных лодок у побережья Северной и Северо-Восточной Норвегии и на их п е ­ реходах морем на позиции. Одновременно с этим он усилил прикрытие с воздуха своих конвоев, следовавших в порты Варангерфьорда, а т акже повысил число эскортирующих кораблей. Это послужило причиной неко­ торого снижения результатов действий наших подводных лодок на к ом ­ муникациях врага. При выводе своих кораблей из портов Варангерфьорда (в частности из Петсамо) противник производил демонстративные по­ леты и удары по аэродромам Северного флота и батареям Северного оборонительного района; общее же количество бомбоудароз по Мур ­ манску и другим объектам в Кольском заливе в связи с уменьшением количества тяжелой авиации снизилось. К началу описываемого в настоящем выпуске «Хроники» периода у неприятельского побережья находились на позициях для действий на коммуникациях противника три наши подводные лодки и две лодки были в пути из базы на позиции. Часть нашей истребительной авиации, надвод ­ ные корабли и катера с успехом вели борьбу по защите коммуникаций между Кольским заливом и полуостровами Рыбачий и Средний; по этим коммуникациям производился подвоз снабжения частям Северного обо ­ ронительного района. Противник предпринимал там ожесточенные воз­ душные атаки против наших пловучих средств, используя свои истреби­ тели в качестве бомбардировщиков. Белое море в конце мая полностью очистилось ото льда. Ледовая обстановка в Карском море позволила осуществить во второй половине июня переход пяти ледоколов из Молотовска в Арктику, что вылилось в крупную, операцию с привлечением значительной части сил Северного флота. Первая группа судов в составе трех ледоколов 23 июня прибыла на остров Диксон, вторая группа (ледокол «Каганович» и «Монткальм») продолжала переход и 30 июня находилась в районе острова Колгуев. По мере очищения от льдов восточной части Баренцева моря в этом районе начали действовать немецкие подводные лодки; две из них 17 июня были обнаружены и атакованы кораблями охранения конвоя ледоколов в районе мыс Канин Нос — остров Колгуев. В восточной 1 Адмирал флота И. С. Исаков. „Военно-Морской Флот СССР в Отечественной войне", 2-е изд., 1945, стр. 41. 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz