Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 4. (1 января – 30 июня 1943 г.) / Министерство Вооруженных Сил Союза ССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост. Соколов Д. В. ; под. ред. Круглова В. И., Чубрика К. Ф. – Москва : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР, 1947. – 334 с. : карты.

Маршрут конвоя был назначен через точки: «А» — ш = 59°0Г , д = Ъ°2(У вест; «В» — ш = 61°02'9, д = 4° 40' вест; «С» — ш = 65°48\ д = 10°1 Y вест; «D» — ш = 71°08', д = 2°52' ост;, «Е» — ш = 72°29'. д = 10°0Г ост; «F» — ш = 73°23', д = 16°30' ост; «G» — ш = 73°48', я = 24°01/ ост; «Н» — ш = 73048/ , д = 30°05/ ост; «I» —■ш = 72°55\ д = 34°40/ ост; «К» — ш = 71°24', д = 36°50/ ост; «МѴ» — в 34,5 мили по пеленгу 14° от маяка Териберский и далее в Кольский залив. Между точками «G» и «МѴ» был назначен запасный маршрут, про­ ходящий о т точки «G» через точки: «НН» — ш = 7 3 °4 8 /, д = 34°48/ ост; «II» — ш = 72°57/, д = 38° 10' ост; «І\К» — ш = 70э35', д = 38°10' ост; откуда к точке «МѴ». При скорости на переходе 7,5 узла кон’вой должен был прибыть в Кольский залив примерно 25 февраля. К моменту выхода конвоя из JIox-Ю обстановка в Кольском заливе и в Мурманском порту не позволяла одновременно принять такое число транспортов, так как: а) в Кольском заливе находились 35 только союзных транспортов от 8000 до 14 000 т каждый; б) Мур ­ манский порт не успевал отправлять выгруженные с транспортов грузы, из-за недостатка подвижного состава на железной дороге; это тормозило разгрузку транспортов. В отдельные дни на территории порта скоплялось до 50 000 г груза. В связи с этим и ранее приходи­ лось часть транспортов направлять для разгрузки в порты Белого моря (так например, пять транспортов конвоя JYV-51-B были направлены в Молотовск). С другой стороны, в связи с тяжелой ледовой обстанов­ кой в Белом море переход транспортов от кромки льда в Молотовск за ледоколами продолжался в течение 10 суток. Командование Северным флотом поставило перед британским командованием вопрос об отправке части конвоя JW-53 в порты Белого моря (в Молотовск и Архангельск). Английское адмиралтейство очень неохотно шло на эту меру ввиду неприспособленности транспортов к плаванию во льдах и длительных сроков перехода от кромки льда. В результате переговоров было решено отправить 9— 10 транспортов ііз состава конвоя JW-53 в Молотовск от точки «WV» по маршруту: точка «А»—ш=69 °22 ', д = 35°30' ост; «В»—ш = 69°13', д = 36°27' ост; «С» — ш = 68°20', д = 39°00' ост; «D» — ш = 68°11', д = 39°44' ост: «Е» — ш = 68° 10'5, д = 39°59' ост. Д ля боевого обеспечения перехода конвоя JW-53, Северный флот предусматривал в своем плане следующие мероприятия: а) с подходом конвоя на меридиан Іб^О^ост и до прибытия его в Кольсшй залив — воздушная разведка до 'меридиана 22°00' ост с з а ­ дачей обнаружения надводных кораблей противника в море, фьордах и авиации на аэродромах; б) прикрытие конвоя с воздуха по маршруту перехода «а удаление 250 миль от острова Кильдин; в) торпедно-бомбовые удары по кораблям и аэродромам противника во взаимодействии с 258-й смешанной авиадивизией, которая должна была быть оперативно придана Военно-воздушным силам Северного флота из Красной Армии; г) поиск самолетами МБР-2 подводных лодок противника по курсу движения конвоя; д) на время движения конвоя от меридиана 20°00' ост — прикрытие его от нападения надводных кораблей противника подводными лод ­ ками, находящимися на позициях у северного побережья Норвегии (разграничительная линия с союзными поДводными лодками — мери­ диан 24°00/ ост); е) встреча конвоя двумя эскадренными миноносцами и двумя сто­ рожевыми кораблями типа «Гроза» в районе 5 міиль к норду от маяка

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz