Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 4. (1 января – 30 июня 1943 г.) / Министерство Вооруженных Сил Союза ССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост. Соколов Д. В. ; под. ред. Круглова В. И., Чубрика К. Ф. – Москва : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР, 1947. – 334 с. : карты.

Авиация Северного флота из-за плохой погоды вылетов не произ­ водила. Торпедные катера № 13 и 15 й 15 ч. 55 м. вышли из Пумманки в Варангерфьорд для поиска противника, дошли до бухты Суолавѵоно, но из-за сильного обледенения корпусов и вооружения в 19 ч. 00 м. возвратились в базу. (Дело 2462, л. 50.) Действия на коммуникациях с союзниками. Союзный конвой JW-52 совершал переход из Шотландии в Кольский залив и находился в Нор­ вежском море к востоку от Исландии. (Дело 5908, л. 26.) Оборона Главной базы Северного флота. В 5 ч. 00 *м. один Ю-88 сбросил на Мурманск две фугасные и 13 зажигательных бомб; жертв и повреждений не было. Авиация Северного флота из-за плохой погоды боевых вылетов не производила. Были присвоены новые наименования пловучиім средствам штаба Северного флота и Охраны водного района Главной базы флота- «ПС-1» («Жемчужина Севера») было переименовано в «Черноморец»; «БМК» — в «Североморец»; катер «ОВ-1» — в «Беломорец». (Дело 6228, л. 126; дело 5204, л. 3 об.; дело 2462, л. 50.) Переходы подводных лодок из Владивостока. Подводная лодка «С-51» находилась в пути из Исландии в Полярное и шла Норвежским морем; «JI-15» находилась в Рейкьявике (Исландия); «С-54», «С-55» и «С-56» стояли в Розайте (Шотландия). (Дела ОПП СФ № 32, л. 117, 131, 143, 207, 258 и № 1124, л. 7.) 20 января. Действия на коммуникациях противника и против его баз. Подводная лодка «Щ-402» находилась на позиции в Варангер­ фьорде, но встреч с противником не имела. «Щ-404», находясь на по­ зиции в районе мыса Нордкап, в 15 ч. 15 м. обнаружила конвой про­ тивника в составе транспорта и двух сторожевых кораблей, шедший «а ост. Из-за тумана лодка не смогла выйти в атаку и, всплыв в над ­ водное положение, дала радио о прошедшем конвое. После этого сторожевые корабли противника начали преследовать лодку, сбросив на нее несколько глубинных бомб. (Дело 5910, л. 16.) Ввиду Того что авиация Северного флота не могла вести боевых действий в море (из-за плохой погоды), было решено атаковать не­ приятельский конвой (вышедший из Тромсе на восток 19 января), эскадренными миноносцами, исходя из данных одной лишь радиораз­ ведки. Д ля этого были выделены лидер «Баку» и эскадренный мино­ носец «Разумный» (остальные находились в ремонте). Маршрут дви­ жения был намечен следующим: из Кольского залива — на север, оста­ вить полуостров Рыбачий в 310 каб. и Варде в 195 каб. к югу, после чего спуститься к Сюльтефьорду и оттуда вести поиск на расстоянии 3 миль от берега. Строй на переходе — кильватер. План операции был проработан с офицерским составом миноносцев за полтора часа до выхода в море. • В 13 ч. 36 м. корабли вышли с рейда Ваенги; головным шел «Баку», имея ход 24 узла. Погода в море: ветер — Зюйд-вест 3 балла, море — '1 балл, видимость — свыше 60 каб. (лунная ночь), берег просматри­ вался с расстояния до 100 каб., облачность — 6 баллов; температура воздуха — плюс 0,8°. В 22 ч. 03 м. острова Варде были приняты за силуэты кораблей противника, и наши корабли повернули на сближение с ними, но в 22 ч. 09 м. разобравшись в обстановке, вновь легли на прежний курс; в 22 ч. 40 м. курс был изменен к берегу для входа в район поиска. В 23 ч. 14 м. по пеленгу 270° на дистанции около 70 каб. были обна­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz