Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 4. (1 января – 30 июня 1943 г.) / Министерство Вооруженных Сил Союза ССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост. Соколов Д. В. ; под. ред. Круглова В. И., Чубрика К. Ф. – Москва : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР, 1947. – 334 с. : карты.
С 11 ч. 58 м. до 20 ч. 27 м. три ПЕ-3 производили разведку у побе режья Норвегии, на подходах к Главной базе флота и фотографирова ние аэродрома Луостари. Были обнаружены: в 13 ч. 20 м. в районе мыса Нордкап — шесть транспортов и 12 сторожевых кораблей, шед шие курсом 90°;( в 14 ч. 40 м. в районе Варде — тральщик, а у причала транспорт. С 15 ч. 50 м. до 18 ч. 23 м. один «Бостон» летал на ледовую ра з ведку в Баренцовом море, но до льда не дошел и был возвращен от точки ш = 71°20'', д = 41°35/ вследствие штормового прогноза поводы. В 20 ч. 07 м. один ПЕ-3 вылетел в разведку моря и на аэродром не возвратился. (Дело ШТ 3512, л. 82, 97 об., 102; дело 6187, л. 12 об.) По данным радиоразведки, в 23 ч. 47 м. из Хаммерфеста на восток вышли транспорты. (Дело 16254, л. 26.) На позициях в море находились подводные лодки: «С-102» — в районе мыса Нордкап, «Щ-403» — в районе мыса Нордкин, «М -106» - к северу от Варде. (Дело 6424, л. 27.) Оборона Главной базы Северного флота. Четыре катера МО № 11!. 113, 122 и 133 конвоировали в Мотовском заливе из Порта Владимира в Озерко буксир № 21 с баржей «С-2» и сторожевой катер № 213. В 4 ч. 35 м. три группы истребителей Ме-109 и ФВ-190 (до 32 самоле тов), прикрываясь фоном берега, атаковали наш конвой с высоты 100— 150 м , заходя с носа и с траверза. Катера МО открыли огонь но неприятельским самолетам, но они сделали-еще два захода. Попаданий бомб в наши суда не было. В 4 ч. 25 м. катер МО № 111 сбил один ФВ-190, который упал в воду; в 4 ч. 47 м. один Ме-109 упал в сопки на полуострове Рыбачий; с 4 ч. 50 м. до 5 ч. 10 м. наблюдалось п аде ние еще трех вражеских самолетов на берегу в районе Титовки. Д ля прикрытия этого конвоя с 2 ч. 10 м. до 8 ч. 10 м. летали 52 истребителя Северного флота и вели воздушные бои с самолетами противника. С 5 ч. 50 м. до 6 ч. 50 м. два ПЕ-3 с прикрытием из четы рех истребителей ставили дымовые завесы для прикрытия конвоя от артиллерийского огня с берега противника на переходе от губы Ейна до бухты Мотка. В 6 ч. 12 м. из-за горы 'Роко -Пахта на бреющем полете со стороны солнца появились еще восемь неприятельских истребителей. Катера МО открыли по ним огонь. В 6 ч. 13 м. самолеты начали бомбардировать и обстреливать сторожевой катер № 213 и баржу. Катер от близких разрывов бомб получил повреждения и потерял ход. Катера МО № 113 и 133 подбили еще один неприятельский истре битель, который упал в воду под нашим берегом. Всего во время боя катера сбили три Ме-109 и два ФВ-190, израсходовав 517 (45 -мм) сна рядов и 1839 (12,7-лш) патронов. Конвой прибыл к месту назначения. (Дело 6478, л. 50; дело 9202, л. 64, 135;, дело 6187, л. 11; дело ШТ 3512, л. 82.) Над Мотовским заливом после воздушных боев летал один враже ский До-24 с прикрытием из 6—8 истребителей. Он сделал посадку на воду в районе Ура губы для спасения плававшего на шлюпке л е т чика, но скапотировал и оставался на плаву вверх килем. К этому самолету был выслан катер МО № 116 из Порта Владимира, Неприя тельские истребители, барражировавшие над До-24, неоднократно ата ковывали катер, но он задачу выполнил — два вражеских летчика были' взяты в плен', а самолет До-24 расстрелян из-за невозможности его буксировки. (Дело 6478, л. 38 об.; дело 6187, л. 12.^ В воздушных боях наши истребители сбили три ФВ-190, пять Ме-109 и один До-24. Наши потери — шесть «Харрикейн», причем четыре лет чика спаслись на парашютах. Кроме того, четыре «Харрикейн» сделали 244
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz