Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 4. (1 января – 30 июня 1943 г.) / Министерство Вооруженных Сил Союза ССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост. Соколов Д. В. ; под. ред. Круглова В. И., Чубрика К. Ф. – Москва : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР, 1947. – 334 с. : карты.

В течение ночи на 31 мая самолеты-разведчики противника были' отмечены в Кандалакшском и Онежском заливах и в Горле Белого моря. Днем три Ю-88 вели разведку в районе Соловецкие острова — Жуж - муй — Пулонга. (Дело 6186, л. 82.) В 1 ч. 25 м. из Кольского залива в Архангельск прибыли танкер «Бикон Хилл», тральщик «Бритомарт» и буксир № 12. В 4 ч. 00 м. в Молотовск пришла пловучая база «Память Кирова» и эскадренные миноносцы «Грозный» и «Гремящий». В 12 ч. 00 м. сторожевой корабль № 28 вышел из Иоканки к острову Колгуев для встречи сторожевого корабля «Дежнев», шедшего 'из губы Белушья в Архангельск. С 13 ч. 10 м. до І7 ч. 00 м. два МБРп2 производили разведку в Горле Белого моря, но противника не обнаружили. В 22 ч. 00 м. транспорты «Тбилиси», «Андре Марти», «Диксон», эскадренные миноносцы «Грозный», «Гремящий» и сторожевой корабль № 30 вышли на Северо-Двинский рейд для дальнейшего следования в Кольский залив. (Дело 6187, л. 1, 1 об.) В течение мая месяца по основным направлениям внутренних мор­ ских коммуникаций было проведено 30 конвоев в составе 59 транспор­ тов, в том числе: внутри Белого моря — 13 транспортов, Белое море — Иоканка •— 7, Иоканка — Белое море — 11, Белое море — Кольский залив — 1, Кольский залив -— Белое море — 23, Белое море — Арк­ тика — 1, Кольский залив — Иоканка — 1. За это же время было 58 выходов кораблей эскорта, в том числе: миноносцев •— 7, сторожевых кораблей — 16, тральщиков — 20, кате­ ров М О '— 2, минных за гради т елей— 1, английских кораблей— 12. (Дело 9190, л. 82, 83.) Переходы подводных лодок из Владивостока. Подводная лодка «С-54» в 13 ч. 24 м. пришла из Гринока (Шотландия) в Лервик (Шет­ ландские острова), а в 20 ч. 00 м., пополнив запасы, вышла из Лервика в Полярное в сопровождении тральщика. (Дело ОПП СФ № 1124, л. 9 об.) 1 июня. Действия на коммуникациях противника и против его баз. По данным агентурной разведки, на минах, поставленных 26 мая 1943 г. у острова Серей подводной лодкой «Л-22», 1 июня погибло вражеское госпитальное судно в 3500 г. (Дело 9202, л. 86.) В ночь на 1 июня авиация Северного флота нанесла бомбо-штурмо- вой ѵдар по порту Киберг. Вылетевший на разведку самолет ПЕ-3 донес, что он в 22 ч. 05 м. 31 мая в районе Варде обнаружил неприятельский конвой, шедший кур­ сом на мыс Кибергнес. Командующий Военно-воздушными силами Се­ верного флота решил нанести удар по этому конвою четырьмя ИЛ-2 с прикрытием восемью «Харрикейн». В качестве запасной цели был на­ значен порт Киберг. В 1 ч. 15 м. группа вылетела с аэродрома Ваенга 2-я по маршруту Ваенга — Цып-Наволок — мыс Кибергнес. Несмотря на хорошую погоду, конвой в намеченном районе обнаружен не был и ведущий командир решил атаковать порт Киберг. В порту были обна­ ружены: у причала — разгружавшаяся баржа, на рейде — большое ко ­ личество шхун и два сторожевых катера, в районе причала — с^лад грузов. В 2 ч. 00 м. по этим объектам был нанесен внезапный ѵдар с вы­ соты 900 м. Три ИЛ-2 сбросили с пикирования по четыре ФАБ-100 на шхуны и причал; четвертый ИЛ-2 в момент атаки обнаружил неприя­ тельскую зенитную батарею, которая обстреливала наши самолеты, и сбросил на нее четыре ФАБ-100; батарея прекратила огонь. Перед бом- 237

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz