Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 4. (1 января – 30 июня 1943 г.) / Министерство Вооруженных Сил Союза ССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост. Соколов Д. В. ; под. ред. Круглова В. И., Чубрика К. Ф. – Москва : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР, 1947. – 334 с. : карты.

попарно сбросили бомбы на конвой. Один вражеский самолёт был сбит огнем катеров МО и упал в районе Титовки. В 20 ч. 23 м. со стороны Титовки на высоте 800 м появились 14 неприятельских самолетов (М'е-109 и ФВ-190). Шесть из них двумя группами атаковали конвой с. носовых курсовых углов и с траверза. Они были обстреляны катерами МО и в 20 ч. 30 м., безуспешно сбро­ сив бомбы, ушли на норд-вест. (Дело 6478, л. 49, 49 об.; дело 6186, л. 59.) ' С 20 ч. 40 м. до 20 ч. 55 м. наш буксир с баржей был обстрелян береговыми батареями противника, выпустившими 26 снарядов. Катера МО прикрывали буксир дымовыми завесами. В 21 ч. 35 м. корабли вошли в губу Мотка. Истребителе Северного флота, прикрывая буксир № 19 с баржей, провели пять воздушных боев. Всего вылетали 74 наших истребителя, а в воздушных боях участвовали 14 «Харрикейн» и 9 «Аэрокобра». В этих боях противник потерял семь самолетов (три Ме-109, три ФВ-190 и один Ю- 88 ). Кроме того, предположительно, были сбиты еще три Ме-109. Наши потери — четыре истребителя (два «Харрикейн» и один «Аэрокобра» сбиты в воздушных боях и один «Харрикейн» разбился при посадке). (Дело 6186, л. 59, 62 об.) С 22 мая противник начал воздушными силами блокировать полу­ остров Средний. Количество вылетавших для этого самолетов все уве­ личивалось, тактика их изменилась — они перешли к массированным ударам по нашим конвоям. 22 мая борьба за конвой приняла характер операции. Борьба ’происходила не только в воздухе с участием несколь­ ких десятков самолетов, но и посредством контрбатарейных ударов. Конвой был обстрелян вражескими батареями, а наши батареи Север­ ного оборонительного района вели огонь на их подавление. Кроме того, прикрытие от огня неприятельских батарей осуществлялось постановкой дымовых завес с катеров МО и со специально выделенных для этого двух самолетов ПЕ-3. Условия борьбы с неприятельской авиацией были таковы, что боль­ шому количеству ' живучих и мощных по вооружению новых типов истребителей противника мы могли противопоставить лишь небольшое число равных им самолетов типа «Азрокобра» и ЯК-1. «Харрикейны» уступали немецким истребителям в скорости, вооружении и в средствах защиты, кроме того, их было недостаточно. При этом противник имел еще и то преимущество, что времени на полеты его истребителей до Мотовского залива требовалось меньше, чем на полеты наших истре­ бителей с их аэродромов. Вследствие этого наши самолеты, как пра­ вило, опаздывали, а прикрытие конвоев непрерывным патрулированием над ними было связано с большим перенапряжением сил авиации. Штаб Северного флота был вынужден взять на себя управление перевозками в Северный оборонительный район, так как все они требовали прикры­ тия их силами разных соединений. Наша авиация не располагала д о ­ статочным количеством истребителей, которые могли бы постоянно противодействовать истребительной авиации противника. Неприятель­ ские самолеты в поисках наших пловучих средств начали заходить в такие бухты, куда они раньше не заходили (Ура губа, Порт Владимир). В связи с этим часть наших зенитных средств была передвинута на но­ вые огневые позиции, расположенные на наиболее вероятных путях вражеской авиации. (Дело 9202, л. 68 , 69j. В течение дня тральщик «Т-104» тралил в Кильдинской салме, «Т-107» — фарватер в Кольском заливе, а тральщики-катера № 401 и 405 — акваторию Мурманского порта. Мин не было обнаружено. (Дело 6186, л. 59.) 224'

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz