Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 4. (1 января – 30 июня 1943 г.) / Министерство Вооруженных Сил Союза ССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост. Соколов Д. В. ; под. ред. Круглова В. И., Чубрика К. Ф. – Москва : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР, 1947. – 334 с. : карты.

л а с ь б базу с позиции из Варангерфьорда. (Дело 6424, л. 27, дело 6186. л. 42.) Оборона Главной базы Северного флота. В течение дня авиация про­ тивника никаких действий по объектам базы на производила. Авиация Северного флота прикрывала Главную базу, транспорты в Кольском заливе и свои аэродромы. Тральщики № 17 и 39 тралили фарватер на подходах (с востока) к Кольскому заливу, но мин не обнаружили. (Дело 6186, л. 43, 44,) На сухопутном фронте Северного оборонительного района происхо­ дила ружейно-пулеметная перестрелка. Батареи 12-й бригады морской пехоты обстреливали огневые точки и живую силу противника; была рассеяна группа солдат и подавлена минометная батарея. Наши потери: разбито одно 10 7-мм орудие батареи № 1045, убит один и ранены два краснофлотца. (Дело ШТ 3509, л. 1, 11.) Действия в районе Беломорской военной флотилии и на внутренних коммуникациях в Баренцовом море. В 0 ч. 22 м. в районе мыса Шара­ пов два Ме-109 атаковали (из-за облаков) конвои в составе трех кате­ ров МО и пяти мелких судов, шедший из Кольского залива з Пум­ манки. Самолеты сбросили на дрифтерботы «Зенит» и «МСО-3» пять бомб, обстреляли их пушечно-пулеметным огнем и в 0 ч. 24 м. скры­ лись на вест. «МСО-3» вышел из строя на несколько часов; на нем были легко ранены два краснофлотца. (Дело 9202, л. 63; дело 6478, л. 49; дело 6186, л. 42.) События 10 и 11 мая (потопление буксира № 1 на переходе из Кольского залива в Пумманки, повреждение подводной лодки «М-104» и тральщика-катера № 404) заставили отказаться дт перевозок грузов ■в Пумманки, а разгружать их в необорудованных пунктах полуострова Рыбачий—Ейна и Цып-Наволак, и впоследствии строить и них причалы. Д в а торпедные катера, постоянно находившиеся в Пумманки, были 16 мая переведены в Кувшішскую салму. Кроме того, наличие одного- двух катеров МО в охранении мелких судов и подводных лодок (на переходе) стало уже недостаточным. Катера МО раньше были хоро­ шим средством противовоздушной обороны. С появлением же немецких истребителей типа ФВ-190. (бравших по две 100-кг фуга-снЬіе бомбы, •имевших четыре пушки, броню и хорошие маневренные свойства), ка­ тера сами стали нуждаться в прикрытии с воздуха и количество их при эскортировании судов пришлось увеличивать. Переходы одиночных мелких судов на линии Кольский залив—полуостров Рыбачий были з а ­ прещены. Перешли к системе формирования больших (по количеству судов) конвоев с большим числом охраняющих их катеров МО; при этом охраняемые пловучие средства сами вооружались мелкокалибер­ ным зенитным оружием. (Дело 9202, л. 65, 66 .) В 15 ч. 50 м. в Кольский залив из Архангельска прибыли англий­ ские тральщики «Джэзон», «Бритомарт» и корветы «Блюбелл» и «Камилиа». Конвой, вышедший 15 мая из Кольского залива в Архангельск, б 8 ч. 00 м. находился в районе острова Харлов, а в 19 ч. 15 м. — в районе мыса Святой Нос. Д л я встречи этого конвоя в 0 ч. 05 м. из Иоканки вышел сторожевой корабль № 28. Истребители Северного флота с 21 ч. 00 м. 15 мая до 7 ч. 00 м. 16 мая произвели 42 самолето-вылета для прикрытия конвоев. С Г7 ч. 45 м. до 19 ч. 13 м. четыре «Харрикейн» прикрывали конвой, шедший в Пумманки. Встреч с противником не было. В течение дня вражеские самолеты были обнаружены: один неопоз­ нанный в районе Иоканки и один Ю -88 в районе корабельного дозора да линии Святой Нос—Канин Нос. 216

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz