Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 4. (1 января – 30 июня 1943 г.) / Министерство Вооруженных Сил Союза ССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост. Соколов Д. В. ; под. ред. Круглова В. И., Чубрика К. Ф. – Москва : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР, 1947. – 334 с. : карты.
вооружения и принятия на борт команд противовоздушной обороны. После этого в губе Окольной должен был производиться отстрел зе нитных установок и проверка готовности судов к выходу, о чем до кладывалось опеоативному дежурному штаба флота. (Дело инв. 1153, л. 241, 242.) Военный Совет Северного флота сообщил начальнику Военно-воз- душных сил Военно-Морского флота Союза ССР о нижеследующем: 1. В связи с наступлением круглосуточного светлого времени дей ствия авиации противника на Северном морском театре в последний период отличались увеличением активности, значительным расширением района действий и изменением тактики. а) Самолетами Ю -88 противник ведет дальнюю разведку в северной части Баренцова моря и на наших коммуникациях Мурманск—Архан гельск, а также наносит бомбардировочные удары по базам и аэро дромам. б) Значительно усилилось прикрытие неприятельских конвоев само летами Ме-110. Как правило, ни одной нашей торпедной атаки не про ходит без воздушного боя. В последних атаках было отмечено по 6 —S Ме-110 над конвоем одновременно. в) Удары по базе Полярное и аэродрому Ваенга противник оргаіш-. зует всегда с большим прикрытием истребителями. Например, при на летах 7 и 8 мая одновременно в воздухе отмечено до 22 истребителей типа ФВ-190 и Ме-109. г) Противник активно блокирует наши ближние коммуникации с- Мотовском заливе и в Варангерфьорде, используя для этого самолеты ФВ-190 и Ме-109 в группах по 12— 18 самолетов с брмбами до 500 кг. д) Имея явное преимущество в воздухе в районе Варангерфьорд— Варде, противник мелкими судами (торпедные катера, сторожевые ка тера и др.) систематически препятствует работе наших подводных ло док, преследуя их по 4—5 часов подряд. 2. Значительно изменились состав воздушных сил противника и их организация. а) Противник усиленно вводит в строй площадки на полуострове Варангер, в районе Босфьорда и мыса Скальнес; на них уже отмечено присутствие отдельных самолетов. б) На передовом аэродроме Луостари одновременно отмечено До 30—40 самолетов, преимущественно, истребителей ФВ-190 и Ме-109. в) На аэродром Хебуктен (Киркенес) базируются самолеты Ме-109. Ме-110 и Ю -88 до 40 штук одновременно. г) Таким образом противник с наступлением круглосуточного дня подтянул на мурманском направлении большое количество современ ных истребителей (до 80 штук), а из показаний пленных следует, что парк самолетов ФВ-190 должен еще увеличиться. д) Противник использует самолеты ФВ-190 большими группами в качестве ближних бомбардировщиков. 3. Военно-воздушные силы Северного флота имеют самые разнооб разные задачи. Выполнение этих задач в условиях полярного дня, т. е. в течение трех с половиной месяцев отсутствия темного времени, свя зано с необходимостью наличия значительного количества истребитель ной авиации. В настоящее время Военно-воздушные силы Северного флота располагают (без учета Беломорской флотилии) 155 истребите лями, из них: 87 самолетов «Хаукер Харрикейн», которые могут вести бой с Ме-109 и ФВ-190 только во взаимодействии с самолетами совре менных типов; 12 самолетов «Киттихаук», бездействующих из-за отсут ствия моторов; 10 самолетов ЛАГГ-3 и ЯК-1, из которых 5 без мото ров и винтов; 18 самолетов И - 153 и И - 16, использование которых было также крайне ограничено; 28 самолетов «Аэрокобра», из них в строю 213
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz