Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 4. (1 января – 30 июня 1943 г.) / Министерство Вооруженных Сил Союза ССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост. Соколов Д. В. ; под. ред. Круглова В. И., Чубрика К. Ф. – Москва : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР, 1947. – 334 с. : карты.
ние, Одновременно в море совершал переход другой союзный кон в о й— RA-51, вышедший 30 декабря из Кольского залива в Шотлан дию; он не был обнаружен противником и нападению не подвергался. Кроме двух союзных конвоев, на переходах из Кольского залива и из Иоканки находились девять советских транспортов, шедших одиноч ными рейсами в Исландию. Невозможность наносить эффективные удары по конвоям на переходе заставила противника перенести дей ствия своей бомбардировочной и истребительной авиации на порт Мурманск, на транспорты, стоявшие там под разгрузкой, и на Киров скую железную дорогу. Д ля обеспечения переходов союзных конвоев авиация Северного флота наносила удары по ближайшим аэродромам противника (Луо стари, Киркенес) и производила разведку вражеских кораблей в фьордах Норвегии (до Альтенфьорда включительно). Истребительная авиация прикрывала транспорты в Кольском заливе. Д в е подводные лодки («К-3» и «К-22») были высланы в район к северу от мыса Нордкап для перехвата неприятельских кораблей в случае их выхода на пути движения союзных конвоев. Что касается коммуникаций противника, то на них продолжалось интенсивное движение транспортов между портами Северо-Западной Норвегии и Варангерфьорда с целью подвоза снабжения немецкой армии на фронте и вывоза стратегического сырья (никель >и железо). За вторую половину декабря 1942 г. разведкой было отмечено на пере- ходах 12 неприятельских конвоев, из них семь следовали в порты В а рангерфьорда и пять — в западном направлении. Конвои шли обычно в составе двух-четырех транспортов с сильным охранением; в отдель ных случаях на один транспорт придавалось по три-четыре эскортных корабля. Для действий «а коммуникациях противника находились на позициях у северного побережья Норвегии три подводные лодки Се верного флота — «Л-20», «М-119» и «М-171» и одна лодка («С-102») была на пути с позиции в базу. Дли нарушения нашей коммуникации в юго-восточной части Барен цева моря противник -осенью 1942 і. произвел постановку мин на под ходах к проливам Маточкин LLhp, Югорский Шар и у северного побе режья Кашнской земли. Эти постановки задержали движение конвоев из Арктики в порты Баренцова и Белого морей и причинили нам н еко торые потери (транспорт «Щорс» и сторожевой корабль «Муссон» по дорвались на минах и потонули, ледокол «Микоян» получил повре ждение). К началу 1943 г. операционная зона Северного флота сократилась вследствие распространения льдов. Белое и Карское моря, Печорский залив, а также губы по западному побережью острова Новая Земля были уже покрыты льдом. В Баренцовом море кромка льда проходила примерно по параллели 75°. К этому времени был закончен вывод из Арктики шести ледоколов и 32 транспортов. В Белом море ледовая обстановка позволяла проводить суда за ледоколами. Корабельные дозоры продолжали нести службу: а) в зоне Главной базы Северного флота на линиях Цып -Ha в о л о к— Кильдик норд. Тери- берка — Кильдин ост, Сеть-Наволок — Кильдин вест, Торос — Летин- ский; б) в зоне Беломорской военной флотилии на линии Каюга Нос — Святой Нос и на подходах к Иоканке. Д ля усиления Северного флота Народный Комиссар Военно-Мор ского флота адмирал Кузнецов приказал перевести с Тихоокеанского флота в Полярное шесть подводных лодок: «Л-15», «Л-16», «С-51». «С-54», «С-55» и «С-56». Лодки вышли парами в следующем порядке: 25 сентября из Петропавловска на Камчатке — «Л-15» и «Л-16», 5 ок тября из В л адиво сток а— «С-51» и «С-56», 6 іактября из Влаапно- б
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz