Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 4. (1 января – 30 июня 1943 г.) / Министерство Вооруженных Сил Союза ССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост. Соколов Д. В. ; под. ред. Круглова В. И., Чубрика К. Ф. – Москва : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР, 1947. – 334 с. : карты.

ВВЕДЕНИЕ 1. Оперативная обстановка на театре К началу 1943 г. на Северном морском театре сложилась следую­ щая оперативная обстановка. Приморский участок сухопутного фронта после отражения немец­ кого наступления в 1941 г. и срыва предполагавшегося наступления немцев весною 1942 г. стабилизировался в районе перешейка полу­ острова Средний и по реке -Западная Лица; наши войска и войска про- гивніжа зарылись в землю и их боевая деятельность ограничивалась эпизодическими операциями небольших разведывательных групп и ар ­ тиллерийско-минометной перестрелкой. На реке Западная Лица пози­ цию занимали части 14-й армии Карельского фронта, на перешейке полуострова Средний— части Северного оборонительного района, созданного в июле 1942 г., подчинявшегося во всех отношениях Воен­ ному Совету Северного флота и отвечавшего за оборону полуостровов Рыбачий іи Средний. Осенью 1942 г. части Северного флота провели операции по уничтожению опорных пунктов противника на южном побережье Мотовского залива и по захвату высоты «Яйцо» и опорных пунктов на хребте Муста-Тунтури. Эти операции имели местное значе­ ние и никаких изменений в положении сухопутного фронта не вызвали. Война на суше приняла позиционный характер. Боевая деятельность нашего Северного флота и флота противника сводилась главным образом к операциям на коммуникациях. В усло ­ виях' осенне-зимнего периода, с увеличением темного времени суток, возросла интенсивность движения союзных конвоев в наши северные порты и обратно. В течение ноября и декабря 1942 г. всего на перехо­ дах было 73 союзных транспорта; потерь от воздействия противника не было. Кроме переходов транспортов в системе конвоев, осенью были организованы переходы за границу одиночных советских транспортов, давшие положительные результаты. Отсутствие потерь в тоннаже союзных конвоев объясняется, помимо сокращения светлого времени суток, переброской противником значительной части торпедоносной и бомбардировочной авиации йа южньіе стратегические направления в связи с крупными поражениями, понесенными им на южном участке нашего фронта и в Африке. Повидимому, по этой же причине против­ ник использовал для нападения на союзные конвои на коммуникации Кольский залив — Англия свои крупные надводные корабли, передисло­ цированные в конце 1942 г. в базы Северной Норвегии. Так, 31 декабря 1942 г. немецкие крейсера «Адмирал Хиппер» и «Нюрнберг» пытались атаковать в Баренцовом море (ш = 73° 18' норд, д == 30°29|/ ост) союзный конвой JW-51-B, вышедший 22 декабря из Шот­ ландии и следовавший в Кольский залив, но были отражены англий­ ским крейсерским отрядом прикрытия; серьезной помехи это нападение не создало и все транспорты конвоя благополучно продолжали двнже-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz