Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 3. С 1 июля по 31 декабря 1942 г. / Министерство Вооруженных Сил СССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост.: Селиванов В. И., Соколов Д. В. ; под. ред. Круглова В. И. –Ленинград : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил СССР, 1946. – 268 с.
В 14 ч. 40 м. к норду от губы Белушья вне зоны огня на высоте 400 м прошел один Ю - 8 8 курсом ост. (Дело ШТ № 1555, л. 80.) Корабли ЭОН-18 вышли из бухты Колючинская в составе: лидера «Баку», эскадренного миноносца «Разъяренный», транспорта «Волга» и танкера «Лок-Батан» в сопровождении ледокола «Микоян». (Дело № 8119, л. 4 об.) 23 августа. Действия на коммуникациях противника. С 23 ч. 13 м. 22 августа до 1 ч. 50 м. 23 августа д в а СБ вылетали бомбить Кирке нес, но из-за тумана и облачности до цели не дошли и возвратились на аэродром с бомбами. С 23 ч. 19 м. 22 августа до 2 ч. 25 м. один ДБ -Зф вылетал для на несения торпедного удара по вражеским кораблям, обнаруженным р а диоразведкой. В '1 ч . 00 м. самолет обнаружил в Сюльтефьорде три транспорта и пять сторожевых кораблей, шедших курсом 135°, со ско ростью 5 узлов, и с высоты 30 м при дистанции 500 м торпедой ата ковал концевой транспорт водоизмещением 5000—6000 т. Экипаж Наблюдал попадание торпеды в цель, пожар и медленное погружение транспорта в воду. Самолет ДБ-Зф подвергся обстрелу зенитной артил лерии противника и освещался прожекторами. В 4 ч. 20 м. 'один ПЕ-2 вылетал для дополнительной разведки той ж е группы кораблей, но не обнаружил их и в 5 ч. 30 м. возвратился на' свой аэродром. (Дело ШТ № 1173, л. 46, 46 об.; дело № 1981, л. 2 0 об.) Подводная лодка «Щ-422», находясь на позиции в Варангерфьорде, в 4 ч. 11 м. в 5 милях на норд-ост от мыса Кибергнес заметила на светлом фоне горизонта три транспорта 'и два сторожевых корабля противника. В течение последующих 20 минут вследствие плохой ви димости лодка потеряла эти корабли из виду и, боясь пропустить возможность атаки, легла на курс параллельно берегу. Спустя еще 20 минут, корабли противника были 'обнаружены снова в составе трех транспортов и трех сторожевых кораблей. Транспорты водоизмещением по 4000—6000 т шли в строе уступа и проектировались с подводной лодки, ка к одна общая мишень: форштевень второго транспорта за ходил за линию мостика первого транспорта, а форштевень третьего транспорта был на линии мостика второго. Целью атаки командир- лодки избрал головной транспорт, по наружному виду более новой постройки. Перед производством залпа за 4° до угла упреждения го ризонтальные кормовые рули заклинились, и подводная лодка была выравнена 1 лишь на глубине 12 м. С этой глубины по истечении 30—35 сек., имея диферент 0 °, она произвела залп четырьмя торпе дами на курсе 290° с дистанции 11 каб. при угле упреждения 12,5° - с интервалом 7 сек., считая скорость противника 8 узлов. Через Ьол- торы минуты были зафиксированы три последовательных взрыва тор пед. Осмотреть горизонт не 'удалось, так как из-за заклинивания кор мовых горизонтальных рулей, лодка всплывала на перископную глу бину в течение 23 минут. Всплыв под перископ, подводная лодка из-за плохой видимости никого обнаружить не могла и снова ушла на глу бину 20 м для перезарядки торпедных аппаратов. (Дело № 1906, л. 17 об.) Обеспечение союзных конвоев. Корабли союзников: первая группа — американские крейсер «Tussaloosa» и эскадренные миноносцы «Rodney», «Emmons», английские эскадренные миноносцы «Onslaught», из Исландии и «Martin», «Marne», выходившие им навстречу из Ар хангельска, в 21 ч. 00 м. прибыли в Кольский залив; вторая группа — эскадренные миноносцы «Middleton», «Blankney», тральщики «Hazard»» 87
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz