Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 3. С 1 июля по 31 декабря 1942 г. / Министерство Вооруженных Сил СССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост.: Селиванов В. И., Соколов Д. В. ; под. ред. Круглова В. И. –Ленинград : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил СССР, 1946. – 268 с.

В 14 ч. 40 м. к норду от губы Белушья вне зоны огня на высоте 400 м прошел один Ю - 8 8 курсом ост. (Дело ШТ № 1555, л. 80.) Корабли ЭОН-18 вышли из бухты Колючинская в составе: лидера «Баку», эскадренного миноносца «Разъяренный», транспорта «Волга» и танкера «Лок-Батан» в сопровождении ледокола «Микоян». (Дело № 8119, л. 4 об.) 23 августа. Действия на коммуникациях противника. С 23 ч. 13 м. 22 августа до 1 ч. 50 м. 23 августа д в а СБ вылетали бомбить Кирке­ нес, но из-за тумана и облачности до цели не дошли и возвратились на аэродром с бомбами. С 23 ч. 19 м. 22 августа до 2 ч. 25 м. один ДБ -Зф вылетал для на­ несения торпедного удара по вражеским кораблям, обнаруженным р а ­ диоразведкой. В '1 ч . 00 м. самолет обнаружил в Сюльтефьорде три транспорта и пять сторожевых кораблей, шедших курсом 135°, со ско ­ ростью 5 узлов, и с высоты 30 м при дистанции 500 м торпедой ата­ ковал концевой транспорт водоизмещением 5000—6000 т. Экипаж Наблюдал попадание торпеды в цель, пожар и медленное погружение транспорта в воду. Самолет ДБ-Зф подвергся обстрелу зенитной артил­ лерии противника и освещался прожекторами. В 4 ч. 20 м. 'один ПЕ-2 вылетал для дополнительной разведки той ж е группы кораблей, но не обнаружил их и в 5 ч. 30 м. возвратился на' свой аэродром. (Дело ШТ № 1173, л. 46, 46 об.; дело № 1981, л. 2 0 об.) Подводная лодка «Щ-422», находясь на позиции в Варангерфьорде, в 4 ч. 11 м. в 5 милях на норд-ост от мыса Кибергнес заметила на светлом фоне горизонта три транспорта 'и два сторожевых корабля противника. В течение последующих 20 минут вследствие плохой ви­ димости лодка потеряла эти корабли из виду и, боясь пропустить возможность атаки, легла на курс параллельно берегу. Спустя еще 20 минут, корабли противника были 'обнаружены снова в составе трех транспортов и трех сторожевых кораблей. Транспорты водоизмещением по 4000—6000 т шли в строе уступа и проектировались с подводной лодки, ка к одна общая мишень: форштевень второго транспорта за­ ходил за линию мостика первого транспорта, а форштевень третьего транспорта был на линии мостика второго. Целью атаки командир- лодки избрал головной транспорт, по наружному виду более новой постройки. Перед производством залпа за 4° до угла упреждения го­ ризонтальные кормовые рули заклинились, и подводная лодка была выравнена 1 лишь на глубине 12 м. С этой глубины по истечении 30—35 сек., имея диферент 0 °, она произвела залп четырьмя торпе­ дами на курсе 290° с дистанции 11 каб. при угле упреждения 12,5° - с интервалом 7 сек., считая скорость противника 8 узлов. Через Ьол- торы минуты были зафиксированы три последовательных взрыва тор­ пед. Осмотреть горизонт не 'удалось, так как из-за заклинивания кор­ мовых горизонтальных рулей, лодка всплывала на перископную глу­ бину в течение 23 минут. Всплыв под перископ, подводная лодка из-за плохой видимости никого обнаружить не могла и снова ушла на глу­ бину 20 м для перезарядки торпедных аппаратов. (Дело № 1906, л. 17 об.) Обеспечение союзных конвоев. Корабли союзников: первая группа — американские крейсер «Tussaloosa» и эскадренные миноносцы «Rodney», «Emmons», английские эскадренные миноносцы «Onslaught», из Исландии и «Martin», «Marne», выходившие им навстречу из Ар­ хангельска, в 21 ч. 00 м. прибыли в Кольский залив; вторая группа — эскадренные миноносцы «Middleton», «Blankney», тральщики «Hazard»» 87

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz