Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 3. С 1 июля по 31 декабря 1942 г. / Министерство Вооруженных Сил СССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост.: Селиванов В. И., Соколов Д. В. ; под. ред. Круглова В. И. –Ленинград : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил СССР, 1946. – 268 с.

•батарей и объяснить им, что они выделены на выполнение весьма ответственной и важной задачи. Батареи эти передавались для установки на острове Новая Земля в целях противовоздушной обороны острова. (Дело ШТ № 1172, л. 72.) - К кораблям ЭОН-18, стоявшим во льду в Чукотском море, подо ­ шел ледокол «Каганович». К 12 ч. 00 м. лед стал 8 баллов и корабли начали движение на норд к чистой воде. (Дело № 8119, л. '4 об.) 19 августа. Действия на коммуникациях противника. Подводная лодк а «К-21», находившаяся на позиции в Лоппском море, в 21 ч. 56 м. обнаружила дымы, а затем корабли противника: один минный загради­ тель и три сторожевых корабля, возвращавшиеся с моря строем пе­ ленга; минный заградитель следовал в хвосте колонны. Подводная лодка начала маневрировать для выхода в атаку. Противник, видимо, следуя минным фарватером, повернул вправо, и стало возможным ата­ ковать его только кормовыми аппаратами. В 22 ч. 13 м. подводная лодка произвела по минному заградителю залп четырьмя торпедами. Через 3 мин. 5 сек. из отсеков и от акустика поступили доклады о взрьше трех торпед. Через десять минут после залпа лодка всплыла и обнаружила, что два вражеских сторожевых корабля легли на новый курс — ост; заградитель и один сторожевой корабль ке были видны. Командир лодки решил повторить атаку, раззернулся на ' носовые аппараты и в 22 ч. 39 м. произвел четырехторпедный залп по конце­ вому сторожевому кораблю. Через 2 мин. 30 сек. поступили доклады из отсеков иі от акустика о взрыве двух торпед. Через 9 минут под ­ водная лодка всплыла на перископную глубину и на горизонте ни­ к аких судов противника не обнаружила. (Дело № 1906, л. 17.) Обеспечение союзных конвоев. Утром 19 августа на транспорте '•«Беломорканал», шедшем из Исландии ніа остров Диксон и огибавшем южную оконечность острова Шпицберген, услышали шум моторов самолета. Вскоре после этого справа по носу в нескольких кабельто- в ах была обнаружена немецкая подводная лодка, шедшая в надвод ­ ном положении на пересечку курса. Транспорт открыл по лодке пуле­ метный огонь и повернул на нее. Лодка погрузилась. В месте погру­ жения лодки была сброшена 300-фунтовая глубинная бомба. После взрыва бомбы слева по корме в 20—30 м от борта был обнаружен бурун от перископа, и в этот момент была сброшена вторая глубин­ ная бомба. Когда лодка на циркуляции несколько отошла от кормы, по ее рубке, находившейся вблизи от поверхности воды, выпустили бронебойный снаряд из 4" орудия и открыли огонь из двух автоматов Эрликон. Подводная лодка погрузилась, и след от нее исчез. Транспорт уклонился к норду и продолжал итти зигзагом. Вскоре после встречи с лодкой был слышен ряд радиосигналов. Считая эти сигналы за признак наведения противника на транспорт, капитан «Бе­ ломорканала» направил судно в пролив между островами Надежда и Шпицберген. Следуя по счислению в тумане, транспорт около полу­ ночи сел на мель у берега острова Надежда , положение которого на карте было нанесено неточно. Было повреждено днище, носовая бал ­ ластная цистерна заполнилась соленой водой. Попытки сняться с мели результатов не дали и было решено выбросить в море 700 г груза, после чего, выбирая становые якоря, верпы и работая машиной, судно сошло с мели. (Дело инв. № 1614, л. 76.) Оборона главной базы Северного флота. Немецкая авиация вела разведку нашего побережья и фронта одиночными самолетами; всего было отмечено девять самолето-вылетов. (Дело ШТ № 1178, л. 163.) 82

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz