Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 3. С 1 июля по 31 декабря 1942 г. / Министерство Вооруженных Сил СССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост.: Селиванов В. И., Соколов Д. В. ; под. ред. Круглова В. И. –Ленинград : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил СССР, 1946. – 268 с.
6000 т (транспорт погрузился в воду до надстройки). После выхода Из атаки экипажи наших самолетов наблюдали над вражескими транспор тами один Ме-110'. (Дело ШТ № 1171, л. 202; дёло № 1981, л. 20,- 2 0 об.) Командующий Северным флотом приказал командиру Охраны вод ного района с 15 августа начать активные действия торпедными кате рами по транспортам и боевым кораблям противника на его коммуни кациях в Варангерфьорде, для чего на маневренную базу Пумманки по стоянно базировать два торпедных катера. На время пребывания к а теров в Пумманки они должны были находиться в подчинении коман дующего Северным оборонительным районом. (Дело № 1379, л. 19.) Обеспечение союзных конвоев. В течение первого года войны пере ходы союзных и советских судов между Исландией и северными портами СССР совершались только в системе конвоев. Относительно редкое движение конвоев вызывало длительные простои в портах- уже готовых к выходу транспортов. Для увеличения оборота судов на этой трассе отделом внешних коммуникаций Главного Морского штаба была разработана схема организаций- одиночного перехода транспор тов. Предполагалось в виде опыта первоначально Пустить в одиночное плавание только , советские суда, возложив руководство переходами на офицеров Военно-Морского флота. Первыми транспортами, назначенными для одиночных переходов, были «Фридрих Энгельс» и «Беломорканал», стоявшие с грузом в Рейкьявике в ожидании включения в очередной конвой. Так как ан гличане после больших потерь конвоя PQ-17 решили воздержаться от отправки кснвоев в СССР северным путем до наступления темных но- / чей, создавалась угроза несвоевременного прибытия этих транспортов в Арктику. Таким образом, сама обстановка диктовала необходимость пойти на риск отправки судов одиночным порядком. Из Москвы н а шему военно-морскому представителю в Лондоне было дано распоря жение об отправке транспортов «Фридрих Энгельс» и «Беломорканал» в Арктику, не ожидая очередного конвоя. Выход первого был назна чен на 9 августа, второго — на 12 августа. Транспорты были дополни тельно вооружены, снабжены глубинными бомбами, покрашены в мо^ лочный цвет. Маршрут пролегал через Датский пролив к острову 'Ян Майен и далее к точке ш = 7 6 ° 0 0 /, д = 0 ° 0 0 /. Отсюда рекомендовалось следовать к северной оконечности Новой Земли, придерживаясь воз можно ближе кромки льда. Для получения сведений о ледовой обста новке в Карском море транспорты должны были подойти к полярной станции на мысе Желания. Теплоход «Фридрих Энгельс» вышел в море для следования в Арктику в 2 1 ч. 00 м. 9 августа. (Дело инв. № 1614, л. 71, 72, 73, 75.) Оборона главной базы Северного флота. Батарея 104-го пушечно- артиллерийского полка в ела огонь по двум шлюпкам противника в губе Кислая, израсходовав шесть снарядов; одна шлюпка была на крыта разрывами; убито три вражеских солдата. (Дело ШТ № 1171, л. 2 0 2 об.) Командующий Северным оборонительным районом донес Военному Совету Северного флота, что ввиду задержки в возведении оборони тельных сооружений, вследствие затруднений в подаче строительного материала, потребовалось организовать маневренное использование войск; поэтому он просил (Срочного приказа об отправке в его распоря жение обещанных танков. (Дело ШТ № 1552, л. 82.) За последнее время в районе на норд от острова Кильдин и Тери- берки с удалением от берега до 35'—40 миль было обнаружено много плавающих немецких мин, в том числе мин типа ЕМС, дрейфующих 69
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz